Факторы и условия сотрудничества Российской Федерации и ЕС

Россия имеет многовековые связи с европейскими государствами. Однако, поскольку в последние десятилетия внешнеэкономические интересы последних (в возрастающей степени и внешнеполитические) аккумулируются Евросоюзом, то актуализировалась и проблема правового оформления взаимоотношений России и ЕС. Целый ряд факторов – экономических, политических, географических – свидетельствуют в пользу исключительной важности эффективного взаимодействия России и данной международной организации, связанной единым европейским правом. Следует добавить к этому, что через 3-7 лет Европейский Союз расширится до 25-27 государств. Можно даже сказать, что на европейском континенте происходит качественное изменение экономической и правовой реальности. В этом смысле становится очевидным, что в ареале Европейского Союза и во взаимоотношениях с соседними странами становится главенствующим уже не принцип мирного сосуществования, а всё более приоритет экономического сотрудничества и партнёрства. Договоры с ЕС имеют определённо новое качество:

Во-первых, это договоры, в которых Российское государство не монополизирует внешнюю торговлю с ЕС. Государство скорее выступает, как верховная публичная власть, которая призвана лишь создавать оптимальные (законные) условия для эффективной торговли и сотрудничества от лица всех хозяйствующих субъектов с российской стороны. Согласно принятым обязательствам, она например, обязана воздерживаться от поведения, негативно воздействующего на торговлю между РФ и Сообществом.

Во-вторых, другая особенность уже имеющихся соглашений, как можно убедиться, заключается в том, что в них иногда подробнейшим образом. Наряду с понятием «Европейский союз», введенным Маастрихстким Договором о Европейском Союзе 1942 г используется и традиционное понятие «Европейские Сообщества», которое и ныне не утеряло своего ни чисто понятийного смысла, ни юридического значения. Поскольку Европейский Союз не заменил собой Европейские Сообщества, а создан и функционирует на их основе. Более того, продолжают сохраняться и три автономных правовых порядка Европейских Сообществ (ЕЭС. ЕОУС, Евратом). ЕС является основным торгово-экономическим партнером России (34% оборота российской внешней торговли по сравнению с 22% со странами СНГ и 3-6% с Китаем. США и Японией), а с расширением Европейского Союза объем внешней торговли России возрастет до 50%. Следует отметить, что такая «близость» торгового и экономического (межгосударственного) взаимодействия не была свойственна российской практике со времён СЭВ.

В-третьих, все указанные характеристики заключённых между ЕС и РФ договоров, можно назвать нетипичными для российской стороны ещё и потому что они предписывают России и обязывают её предпринять нетрадиционно масштабные внутригосударственные мероприятия, чтобы выполнить договорные обязательства. Так, Россия, согласно СПС (Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве), должна в короткий срок принять целый комплекс кардинальных внутригосударственных правовых реформ (в области конкурентной политики, банковской деятельности, бухгалтерского учёта и налогообложения компаний, защиты прав потребителей, таможенного законодательства и т.д.). Если «обычные» международные договоры России требуют, как правило, узких и незначительных национально-правовых реформ, то договоры с ЕС требуют смены за несколько лет самих основ хозяйствования, что для РФ беспрецедентно уже само по себе. Можно добавить, что в этом смысле международно-договорная практика РФ одним скачком опередила развитие отечественной теории международных договоров, не готовой к восприятию значительного частноправового элемента в межгосударственных договорных взаимоотношениях. И в этом смысле, очевидно, его отторжение российской правовой системой, которая до сих пор настроена на приоритет публичного права в регулировании межгосударственных взаимоотношений. Свидетельством последнего утверждения является «пробуксовывание» исполнения СПС именно по политическим, а не экономическим соображениям.

В-четвёртых, договорную теорию и практику надо изучать еще" и потому, что в «преддверии» вступления РФ в ВТО, как известно, нашей стране придётся взять на себя еще более масштабные задачи в преобразовании своей внутригосударственной правовой реальности, чем того требуют даже указанные «европейские» договоры. В этом отношении совершенно справедливы многие замечания российских специалистов, смысл которых сводится к тому, что с вступлением в ВТО СПС утратит своё значение и должно быть пересмотрено. Исходя из высказанного, можно утверждать, что качественное своеобразие договорно-правовой практики РФ с Евросообществами высвечивает не только практическую, но и теоретическую актуальность предпринятого исследования. В этом смысле теоретическая концепция международных договоров в последние годы интенсивно пополняется новым эмпирическим материалом, а именно соглашениями с ЕС, который и подлежит серьёзному научно-юридическому осмыслению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: