Краткий очерк истории апологетики

Для более удобного рассмотрения историю апологе­тики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном об­зоре предлагается следующее деление:

1. Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов (II-VII вв.)

2. Средневековье и эпоха Возрождения (VIII-XV вв.)

3. Новое время (XVI-XIX вв.)

4. XX век

5. История русской апологетики.

Раннее христианство и эпоха Вселенских Соборов Необходимость защиты своей веры имела место и до появления христианства. В иудейской среде это нашло, на­пример, отражение в трудах Филона Александрийского, Ио­сифа Флавия и др. Христианские писатели были не только знакомы с методами, аргументами и идеями иудейской апо­логетики, но и использовали их6. Первые христианские апологетические элементы встречаются уже во многих мес­тах Евангелий, Деяний и Посланий апостольских, особенно у апостола Павла. Апостол Петр призывает каждого христи­анина быть готовым дать ответ всякому, требующему отчета о его христианской надежде (1 Пет. 3:15).

В первые века христианства появляется и особый жанр богословско-полемических сочинений — апологии. Ранне­христианские апологии имеют два адресата: иудейство и язычество, по разным причинам противостоящие христи­анству. «Мы проповедуем Христа распятого, — пишет ап. Павел, — для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» (1 Кор. 1: 23). Защита от тех и других имела свою ярко выражен­ную специфику. Если с иудеями дискуссия шла главным об разом о мессианском достоинстве Иисуса Христа, Его Бо­жественности, то с язычниками — о единстве Божества, уникальности Богоявления во Христе, лживости различно­го рода обвинений против христиан и несправедливости гонений на них. Как писал В. Болотов, эти апологии были одной «из форм обращения к общественному мнению». Они «хотя и медленно, но верно достигали своей цели: они знакомили общество с христианством и разрушали пред­рассудки и предубеждения против христиан»7. Что особен­но обращает на себя внимание в апологиях древнего пери­ода — это их духовная сила, засвидетельствованная исповедничеством и мученической кровью многих писате­лей и их учеников.

С прекращением гонений на христиан в IV в. характер апологетики меняется — от борьбы с внешними врагами она постепенно переходит к защите чистоты веры и нрав­ственности от их искажения внутри самой Церкви. В ос­новном эта борьба носит чисто богословский характер и свое завершение находит в решениях Соборов IV-VIII вв. Однако эта сфера богословской деятельности уже выходит за границы собственно апологетики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: