Сущность религии

О внутренней стороне религии говорить много труд­нее, чем о внешней, поскольку она представляет собой область таких переживаний и постижений, которые язы­ком слов и понятий не могут быть выражены. Сложность передачи даже обычных чувств очевидна. Мы говорим: «Было очень весело». Или: «У меня тяжело на душе». Но что стоит за этими словами — другому человеку никог­да точно не узнать: внутренний мир глубоко индивидуа­лен и по существу непередаваем. Также и в религии. Для действительно, а не номинально верующего она откры­вает особый духовный мир, Бога и такое бесконечно бо­гатое многообразие духовных переживаний, которые другому человеку (хотя бы и прекрасно знающему внеш­нюю сторону религии) словами передать невозможно. Крупный русский мыслитель, а позднее богослов С.Н. Булгаков (1944) в таких словах выразил эту мысль: «Итак, в самой общей форме можно дать такое определе­ние религии: религия есть опознание Бога и переживание связи с Богом». Однако «религиозное переживание удос­товеряет человека в реальности иного, Божественного мира не тем, что доказывает его существование... но тем, что... ему его показывает. На подлинно религиозный путь вступил лишь тот человек, который реально на своей жиз­ненной дороге встретился с Божеством, кого настигло Оно, на кого излилось превозмогающей Своей силой. Ре­лигиозный опыт в своей непосредственности не есть ни научный, ни философский, ни эстетический, ни этичес­кий, и, подобно тому как умом нельзя познать красоту (а можно о ней только подумать), так лишь бледное представ­ление о опаляющем огне религиозного переживания дает­ся мыслью... Жизнь святых, подвижников, пророков, осно­вателей религий и живые памятники религии: письменность, культ, обычай... - вот что, наряду с личным пытом каждого, вернее вводит в познание в области рели­гии, нежели отвлеченное о ней философствование»4.

О характере религиозных переживаний и откровений, о состояниях глубокой радости, любви, о получении даров прозрения, исцеления и познания того, как пишет великий святой — преп. Исаак Сирин, что выше человека (духовно­го мира), равно ему (души других людей) и ниже его (при­родного мира), о множестве других необычайных дарова­ний можно приводить практически бесконечное число свидетельств. Апостол Павел сказал об этом словами древ­него пророка Исаии: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Но все подобные свидетельства останутся бессиль­ными, если сам человек не прикоснется к миру таинст­венной Божественной жизни. Не имея живой связи с Бо­гом, не изучив аскетического опыта святых отцов, он не сможет понять религии и неизбежно создаст себе глубо­ко искаженный ее образ. В какие наиболее распростра­ненные ошибки впадает при этом человек можно хорошо видеть на типичных примерах религиозных взглядов трех немецких мыслителей: Канта, Шлейермахера, Гегеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: