Каково Ваше отношение к разбору произведений Пушкина на уроках литературы в школе?

В средней школе долгое время неправильно подходили к урокам литературы. Ведь на таких уроках надо давать школьникам задания, а не разбирать произведения за них. Это было неверно сделано, потому что в советское время партийным органам было неважно, как человек поймет Пушкина. Им была нужна идеология. Везде подчеркивалось, что Пушкин - народный поэт, что он чуть ли не из народа. А весь разбор происходил не с точки зрения того, что Пушкин действительно написал и что это означает, а, наоборот, все строилось так, чтобы люди не понимали Пушкина и ни о чем не задумывались. В том числе, чтобы никто не видел в его произведениях всю палитру отношений между людьми и сословиями, потому что этих сословий вообще не хотели замечать. Отрицалось понятие благородства сословий. А ведь раньше люди умирали, отстаивая свои сословные ценности, храня верность клятве служения царю и отечеству. Пушкин приводит много таких примеров: человеку говорят: "Отрекись - и ты будешь жив", - а он стоит на своем. Советской пропаганде это не нравилось. Поэтому трактовка произведений Пушкина на уроках подчинялась идеологии.

Помимо этого, на уроках литературы все делалось для того, чтобы у людей не возникало желания читать сами произведения. Это касалось не только Пушкина. Вспомните, например, разбор произведений Гончарова, Достоевского и других писателей. Разбирали все по кусочкам. Для чего это делалось? Для того, чтобы человек к подлиннику уже не обращался. Потому что, читая подлинник, он все понимал бы по-другому. А это было невыгодно идеологам коммунизма. У них была своя идеологическая задача; сделать так, чтобы народ не понимал, о чем писали русские писатели, жившие в период расцвета нашей русской литературы.

На самом деле литературу должны преподавать не так. Нужно давать школьникам задание прочитать подлинник и высказать свое мнение: кто что увидел, что понравилось, что не понравилось, - а потом побеседовать на эту тему. Вот это действительно литература, а голое заучивание нескольких стихов и разбор только в том русле, которое интересует педагога или методиста из РОНО, - это не литература.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: