Теоретический вопрос: раскройте сущность, состав, правовую основу формирования региональных бюджетов, выделите доходную и расходную часть местных бюджетов

Содержание

1) Теоретический вопрос: раскройте сущность, состав, правовую основу формирования региональных бюджетов, выделите доходную и расходную часть местных бюджетов……………………………………………3

2) Ответьте на вопросы:…………………………………………………..11

а) что такое финансово-бюджетный федерализм……………………….11

б) в чем заключается экономическая сущность внебюджетных отношений………………………………………………………………………..12

в) охарактеризуйте модели распределения доходов между бюджетами……………………………………………………………………….14

Теоретический вопрос: раскройте сущность, состав, правовую основу формирования региональных бюджетов, выделите доходную и расходную часть местных бюджетов.

Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти Региональный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ. Структура региональных бюджетов отражает специфику экономики территорий. В бюджетных доходах европейских районов выше, чем в среднем по стране доля основных налогов (на прибыль, на добавленную стоимость и подоходный налог) [1, c. 11]

В восточных районах доля основных налогов ниже, поскольку существуют налоговые льготы при экспортной ориентации хозяйства. В бюджетных расходах депрессивных районов, а также с суровыми природно-климатическими условиями высока доля расходов на социальные нужды. Региональные бюджеты можно подразделить на текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются доходы и расходы, обеспечивающие обязательную деятельность.

Реализация принципа экономической самостоятельности региона существенно повышает роль регионального бюджета:

1. Региональный бюджет становится основным источником финансирования развития социальной сферы и инфраструктурного обустройства территорий;

2. Доходная часть регионального бюджета реально ставится в зависимость от эффективности хозяйственной деятельности региона.

3. У региональных органов власти появляются рычаги экономического воздействия на предпринимательскую активность в регионе.

Бюджет развития региона предназначен для поддержки приоритетных инвестиционных проектов, финансирования социально-экономических мероприятий, предоставления возможностей получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов. Средства бюджета развития формируются за счет внутренних и внешних заимствований региона; части доходов регионального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в региональной собственности; части доходов регионального бюджета от использования и распоряжения объектами региональной собственности и т.д.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений. В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а также отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год [2, c. 17].

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся: - средства, получаемые от продажи регионального имущества; - средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в собственности региона; - средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; - доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации; - часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и т.д.

Финансовая помощь от федерального бюджета в любой форме безвозмездной и безвозвратной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета. Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично на срок не менее трех лет [3, c. 23].

Согласно Бюджетному кодексу РФ, из бюджетов субъектов Федерации финансируются следующие виды расходов:

- обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

- обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

- проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

- обеспечение реализации региональных целевых программ;

- формирование государственной собственности субъектов Федерации;

- осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

- содержание и развитие предприятий, учреждение и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

- обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

- оказание финансовой помощи местным бюджетам и т.д.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

- государственная поддержка отраслей промышленности (за исключение атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- развитие рыночной инфраструктуры и т.д.

Распределение и закрепление между бюджетами разных уровней расходов производятся по согласованию федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Федерации.

При необходимости финансовая помощь региональным бюджетам из федерального бюджета может оказываться в следующих формах: - предоставление дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регионов; - предоставление субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов; - предоставление бюджетных кредитов и т.д. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечение минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств [5, c. 22].

Доходы бюджета в соответствии со ст. 6 БК РФ - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование доходов бюджетов проводится на основании бюджетного законодательства, законодательства о налогах и сборах, законодательства об иных обязательных платежах (ст. 39 БК РФ).

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В соответствии с ст. 41 БК РФ к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, от региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. Налоговые доходы бюджетов существенно отличаются от неналоговых доходов объемом поступлений и характером правового регулирования.

Доходы бюджетов в зависимости от уровня бюджетной системы подразделяются на доходы федерального бюджета, субъектов РФ и бюджетов муниципальных районов, доходы бюджетов городских округов, бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, доходы бюджетов городских и сельских поселений.

В зависимости от права собственности выделяют собственные доходы бюджетов. В соответствии со ст. 47 БК РФ к собственным доходам бюджетов относятся:

а) налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах;

б) неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

в) доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездныхпоступлений, таких, какдотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

- межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ; безвозмездные поступления отфизических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования [2, c. 44].

Под собственными доходами понимаются такие виды доходов, которые законодательством РФ (ст. 47 БК РФ) полностью или частично закреплены на постоянной основе за соответствующими бюджетами. Конкретный перечень и нормативы зачисления в бюджеты от определенных видов доходов, которые формируют собственные доходы бюджетов, определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Доходы бюджетов всех уровней делятся на налоговые и неналоговые.

При этом налоговые доходы формируют основную часть бюджетных поступлений от 80 до 95% доходов бюджета в разных странах и разные годы.

Налоговые доходы включают поступления в бюджет соответствующего уровня закрепленных за данным бюджетом собственных налогов и причитающиеся данному уровню бюджета части регулирующих доходов (т.е. налогов, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты разных уровней).

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов, хотя и те, и другие имеют сходную налоговую основу. Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами, органами местного самоуправления или должностными лицами некоторых юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Расходы бюджетов делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы связаны с обеспечением функционирования органов государственной власти, бюджетных учреждений, государственной поддержки бюджетов других уровней и отдельных отраслей экономики и т.п. Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность государства и включают инвестиции в действующие или вновь создаваемые организации, бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, а также на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной собственности. В составе капитальных расходов бюджетов может формироваться бюджет развития.

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах:

• ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

• средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых по государственным и муниципальным заказам;

• трансфертов населению;

• бюджетных кредитов (в том числе налоговых кредитов и других отсрочек по уплате налогов) юридическим лицам;

• субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

• бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней и внебюджетным фондам;

• кредитов иностранным государствам;

• средств на обслуживание государственного долга, включая выданные государственные и муниципальные гарантии.

Под дотацией понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе для покрытия текущих расходов; под субвенцией средства, предоставляемые безвозмездно как бюджетам других уровней, так и юридическим лицам на строго определенные цели; подсубсидией бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Положительная разница между доходами и расходами образует профицит бюджета.

Штрафы применяются в виде денежных взысканий в размерах, которые также установлены в законодательстве о налогах и сборах.

В основе выделения налоговых видов доходов бюджетов лежит налоговый метод образования публичных доходов, опирающийся на обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ). Объемы поступлений от налоговых доходов могут прогнозироваться в доходной части бюджетов, поскольку они имеют систематический характер, законом определяются конкретные ставки и сроки уплаты [3, c. 33].

Неналоговые доходы бюджетов могут иметь добровольный и принудительный характер. Неналоговые доходы отличаются от налоговых "субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в связи с уплатой и перечислением в бюджет неналоговых доходов". Порядок установления, взимания неналоговых доходов регламентируется нормативными правовыми актами различного характера.

2) Ответьте на вопросы:

а) что такое финансово-бюджетный федерализм?

Финансово-бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Принципы финансово-бюджетного федерализма:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, вхо­дящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности бюджетного процесса, в том числе в определении направлений использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения бюджета представительным органом власти и т.д.

б) в чем заключается экономическая сущность внебюджетных отношений?

В составе бюджетной системы РФ важное место занимают внебюджетные фонды. Большинство фондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощью специальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета. Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в форме отчие лений-6т налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать и заемные средства для решения конкретных задач [2, c. 55].

Таким образом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие целевые фонды общегосударственного и регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы для финансирования целевых мероприятий за счет специальных отчислений и других источников. Б отличие от традиционных бюджетов, внебюджетные фонды обеспечивают строго целевое использование средств. Образованию внебюджетных фондов соответствующего типа предшествует определение государством наиболее важных участков развития, для обеспечения финансирования которых и предусматриваются ресурсы, концентрируемые во внебюджетных фондах, а также непосредственные источники их создания.

в) охарактеризуйте модели распределения доходов между бюджетами.

Для бюджетной системы дореволюционной России типичной была модель распределения доходов между бюджетами, которую можно назвать горизонтальной. Она характеризуется тем, что государственный бюджет и территориальные бюджеты (земские, городские) находились как бы в одной плоскости, за каждым бюджетом были закреплены свои на­логи исборы [4, c. 59].

При этом финансовая помощь территориальным бюджетам из государственного бюджета была затруднена, так как территориальные бюджеты не входили в государственный бюджет и для такой помощи не было правовых основ.

В этих условиях действовала следующая модель формирования территориальных бюджетов:

Р=Д, где Р - размер доходов; Д — размер собственных доходов.

Размер бюджетных доходов предопределял размер расходов.

Такая система распределения доходов действовала во многих странах вплоть до середины XX в. С одной стороны, эта система обеспечивала в значительной мере финансовую независимость территориальных органов власти всех уровней, так как территори­альные бюджеты формировались за счет собственных налогов. Однако по мере роста бюджетных расходов на общественные нужды (образование, здравоохранение, благоустройство населенных пунктов) собственные доходы территориальных бюджетов не могли обеспечивать эти расходы [5, c. 67].

В то же время не было достаточно действенного и законодательно установленного механизма оказа­ния государством финансовой помощи территориям. Все это от­рицательно отражалось на состоянии территориальных бюджетов, местном хозяйстве, социальном развитии общества.

Список литературы

1. Большакова И.И., Виноградов В.В. Экономика - М.: Юристъ, 2011. – 101 с.

2. Брызгалин А.В., Бурдаков С.Г. Экономика. – М.: Юнити, 2012. – 201 с.

3. Булатов А.С. Экономика.- М.: Изд-во БЕК, 2010. – 200 с.

4. Морозова Т.М. Региональная экономика. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010. – 109 с.

5. Ширяев В.П. Управление бюджетными ресурсами – М.: Банки и биржи, 2010. – 100 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: