Провести анализ работы монополиста, использующего ценовую дискриминацию.
1. Рассчитать валовый доход и прибыль (убытки) фирмы.
Ценовая дискриминация – продажа товара данного качества и при данных затратах по различным ценам. Различия в цене отражают в этом случае не столько какие-либо различия в издержках производства товара для покупателей, сколько способность фирмы произвольно устанавливать цены. Валовый доход определяем по формуле
TRQ= ,
где q — индекс объема продукции, шт;
Q — выбираемый объем продукции, шт.
2. Представить графический рисунок, определяющий объем производства, при котором монополист максимизирует прибыль с использованием ценовой дискриминации (рис. 4)
Графически рис. 4 строится аналогично рис. 3 с учетом, что кривая спроса при ценовой дискриминации одновременно является и кривой предельного дохода. Оптимальный объем выпуска продукции определяем в точке пересечения кривой спроса и предельных издержек. Максимальная прибыль определяется как площадь четырехугольника (или трехугольника) и рассчитывается в денежных единицах.
|
|
3. Определить условия применения ценовой дискриминации монополистом.
4. Обосновать основные последствия использования ценовой дискриминации.
Графики в задании должны быть выполнены аккуратно, в соответствии с выбранным удобным для восприятия масштабом. Значения максимальной прибыли и оптимального объема выпуска, полученные в таблицах и графиках, могут не совпадать, так как в табличных расчетах измерение количества продукции производится в целых единицах, а графический анализ отражает производство продукции и в долях единиц.
Валовый доход и предельный доход фирмы, работающей в условиях монополии Таблица 1
Количество продукции, Q, шт. | Цена за 1 единицу продукции, ден. ед. | Валовый доход, ден. ед. | Предельный доход, ден.ед. |
0. | |||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. | |||
5. | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. | |||
11. | |||
12. | |||
13. | |||
14. | |||
15. | |||
16. | |||
17. | |||
18. | |||
19. | |||
20. |
Коэффициенты эластичности спроса по цене Таблица 2
Количество продукции, Q, шт. | Цена за единицу продукции, ден ед. | Коэффициент ценовой эластичности спроса по цене |
0. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. | ||
19. | ||
20. |
Таблица 3
|
|