Провести анализ работы монополиста, использующего ценовую дискриминацию.
1. Рассчитать валовый доход и прибыль (убытки) фирмы.
Ценовая дискриминация – продажа товара данного качества и при данных затратах по различным ценам. Различия в цене отражают в этом случае не столько какие-либо различия в издержках производства товара для покупателей, сколько способность фирмы произвольно устанавливать цены. Валовый доход определяем по формуле
TRQ=
,
где q — индекс объема продукции, шт;
Q — выбираемый объем продукции, шт.
2. Представить графический рисунок, определяющий объем производства, при котором монополист максимизирует прибыль с использованием ценовой дискриминации (рис. 4)
Графически рис. 4 строится аналогично рис. 3 с учетом, что кривая спроса при ценовой дискриминации одновременно является и кривой предельного дохода. Оптимальный объем выпуска продукции определяем в точке пересечения кривой спроса и предельных издержек. Максимальная прибыль определяется как площадь четырехугольника (или трехугольника) и рассчитывается в денежных единицах.
3. Определить условия применения ценовой дискриминации монополистом.
4. Обосновать основные последствия использования ценовой дискриминации.
Графики в задании должны быть выполнены аккуратно, в соответствии с выбранным удобным для восприятия масштабом. Значения максимальной прибыли и оптимального объема выпуска, полученные в таблицах и графиках, могут не совпадать, так как в табличных расчетах измерение количества продукции производится в целых единицах, а графический анализ отражает производство продукции и в долях единиц.
Валовый доход и предельный доход фирмы, работающей в условиях монополии Таблица 1
| Количество продукции, Q, шт. | Цена за 1 единицу продукции, ден. ед. | Валовый доход, ден. ед. | Предельный доход, ден.ед. |
| 0. | |||
| 1. | |||
| 2. | |||
| 3. | |||
| 4. | |||
| 5. | |||
| 6. | |||
| 7. | |||
| 8. | |||
| 9. | |||
| 10. | |||
| 11. | |||
| 12. | |||
| 13. | |||
| 14. | |||
| 15. | |||
| 16. | |||
| 17. | |||
| 18. | |||
| 19. | |||
| 20. |
Коэффициенты эластичности спроса по цене Таблица 2
| Количество продукции, Q, шт. | Цена за единицу продукции, ден ед. | Коэффициент ценовой эластичности спроса по цене |
| 0. | ||
| 2. | ||
| 3. | ||
| 4. | ||
| 5. | ||
| 6. | ||
| 7. | ||
| 8. | ||
| 9. | ||
| 10. | ||
| 11. | ||
| 12. | ||
| 13. | ||
| 14. | ||
| 15. | ||
| 16. | ||
| 17. | ||
| 18. | ||
| 19. | ||
| 20. |
Таблица 3






