Теорема Р. Коуза и трансакционные издержки

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие

неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и

созданных структур. Трансакционные издержки ограничивают возможности

взаимовыгодного сотрудничества

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена

сделка, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных

покупателей или продавцов потребительских благ или производственных

факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода

складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска,

а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой

информации.

2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения

значительных средств на проведение переговоров об условиях обмена, на

заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем

сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно

заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются

мощным источником этих издержек.

3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс

характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них,

причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда

интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится

пользоваться интуицией Целью их экономии обусловлены такие формы деловой

практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки,

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию

входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов,

затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав,

а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

5. Издержки оппортунистического поведения. Термин

"оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется

недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на

получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают

различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования

взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма,

первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для

рыночных сделок.

Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и

ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует

возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать

исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами

нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди

работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень

трудно.

Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо

из агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда у его

партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих

активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они

могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении

его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства"

подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить

издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если

участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной

основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях

иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают

решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих

Теорема Р. Коуза.

Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж.

Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coasе theorem). Суть ее заключается в том,

что, если права собственности всех сторон, тщательно определены, а

трансакционные издержки равны пулю, конечный результат (максимизирующий

ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав

собственности.

Трансакционные издержки равны нулю, это значит:

. Все все знают и новое узнают мгновенно и однозначно. Все друг друга

понимают идеально, то есть слова не нужны.

. У всех со всеми всегда согласованы ожидания и интересы. При изменении

условий согласование происходит мгновенно. Любое оппортунистическое

поведение исключено.

. Каждому товару или ресурсу соответствуют множество взаимозаменяемых.

В этих условиях «первоначальное распределение прав собственности совершенно

не влияет на структуру производства, так как в конечном счете каждое

из прав окажется в руках у собственника, способного предложить за него

наивысшую цену на основе наиболее эффективного использования данного права»

Сравнение системы ценообразования, включающей ответственность за ущерб

от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, когда такой

ответственности нет, привело Р. Коуза к парадоксальному на первый взгляд

выводу о том, что если участники могут договориться сами, и издержки таких

переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих

случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально

возможная ценность производства.

Однако при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и

не достигнут. Дело в том, что высокая стоимость получения необходимой

информации, ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные

выгоды от заключения сделки. К тому же при оценке ущерба не исключены

значительные различия потребительских предпочтений (например, один

оценивает тот же самый ущерб гораздо больше, чем другой). Чтобы учесть эти

различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка

относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для

ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании

численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и

предпосылка о их нулевом значении перестает быть корректной.

Любопытно отметить, что теорема Коуза доказывает значение трансакционных

издержек “от противного”. В реальной действительности они играют огромную

роль и удивительно то, что неоклассическая экономическая теория до

недавнего времени их совсем не замечала.

Огромный вклад в трансакционную теорию внесли: О.Уильямсон, А.Алчиани,

Г.Демсец, С.Гросман и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: