Психологические особенности поведения детей с вегетососудистой дистонией

Пониженная активность в школе, отлынивание от домашних дел, отсутствие энтузиазма при выполнении домашнего задания – все это не обязательно говорит о том, что ребенок лентяй или недобросовестный ученик. Помимо особенностей нрава, есть и другие причины такого «необразцового» поведения ребенка, физиологические. Например, вегетососудистая дистония.

Ей подвержено большинство наших детей. Помимо слабости, вялости, повышенной утомляемости ей свойственны и другие проявления. Она может вызывать головные боли, головокружения, обморочные состояния, боли в животе, проблемы с кишечником, сбои в работе сердечно-сосудистой системы, недомогания, связанные с изменениями погоды.

Но для того, чтобы отличить симптомы вегетососудистой дистонии от приступов воспаления хитрости, вам необходимо знать, что это за заболевание.

Помимо всего вышеперечисленного, еще одним признаком ВСД является чувство нехватки воздуха или, как его еще называют, чувство неполного вдоха. Этот симптом, даже при отсутствии всех других уже говорит о том, что у ребенка вегетососудистая дистония.

Вегетативная нервная система отвечает за работу внутренних органов, путем передачи нервных импульсов. Нарушения в работе этой системы и называются вегетососудистой дистонией.

Вегето-сосудистоя дистония – это врожденная особенность строения вегетативной системы. В этом смысле большую роль играет наследственность. Если у родителей есть вегетососудистая дистония, проявляющаяся теми или иными симптомами, то вполне вероятно, что у ребенка тоже будет предрасположенность к ней. Возникновение вегетососудистой дистонии могут вызвать перенесенные мамой во время беременности заболевания, стрессы (угроза прерывания беременности), а также патология в развитии плода и гипоксия плода, частые простудные заболевания у ребенка в период от года до трех. Хорошую почву для проявления симптомов вегетососудистоя дистония создают условия гиперопеки, в которых растет малыш. Тепличные дети испытывают гораздо больше стрессов в садике и школе, чем обычные. А стресс – это тоже один из факторов, вызывающий заболевание.

К счастью, все проявления вегетососудистой дистонии носят функциональный характер. Это означает, что при своевременном и правильном лечении от них можно избавиться. Конечно, полностью вылечить вегетососудистую дистонию невозможно, поскольку это особенность строения организма, такая же, как цвет глаз и количество волос, но облегчить состояние ребенка, улучшить качество его жизни, не допустить развитие симптомов в дальнейшем вполне достижимая цель.

Среди детей школьного возраста вегетососудистой дистонией страдает 80%.

Это связанно с тем, что школа так же является своего рода источником для стрессов и треволнений. Особенно, если ребенок относится к детям с повышенным чувством ответственности и слишком серьезным отношением к учебе. Как правило, это круглые отличники, старосты, прилежные ученики, для которых тройка – несмываемое пятно позора на всю оставшуюся жизнь. Такие школьники испытывают стресс практически на каждом уроке. «Вдруг не отвечу», «вдруг не получу» - подобные мысли и вызывают нежелательное волнение.

Следующая группа риска – дети, подверженные чрезмерным активным нагрузкам, продиктованным извне – бассейн, теннис, музыкальная школа, танцы, английский и прочие занятия, которые родители выбирают, сами не учитывая пожелания ребенка. Такие нагрузки тоже являются причиной возникновения вегетососудистой дистонии. Собственно они и вызывают такое ее проявление как повышенная утомляемость. Часто родители недоумевают по поводу того, что ребенок устает на уроках физкультуры в школе и отказывается заниматься, и в то же время бодро бегает долгое время во дворе со сверстниками. Но разница заключается в том, что беготня во дворе для ребенка – развлечение, а те же занятия на уроках физкультуры – непомерный труд. Именно непомерный, поскольку у детей с вегетососудистой дистонией зачастую компенсаторные способности организма настолько малы, что даже незначительные физические нагрузки приводят их в состояние полной утомленности. Ведь ребенок тем и отличается от взрослого, что сам дозирует себе нагрузку. Бегает и прыгает тогда, когда может и хочет этого. Родители должны обязательно это учитывать. Но по большому счету, перед тем как ругать ребенка за то, что он ничего не хочет делать и непременно вырастет тунеядцем, задумайтесь сначала над тем, что возможно у него просто проблемы со здоровьем и посетите врача.

Собственно адекватное отношение родителей к болезни ребенка составляет основу успешного лечения. Именно поэтому лечение вегетососудистой дистонии всегда сопровождается работой психолога. Как с детьми, так и с родителями. В силу того, что мама и папа зачастую много не знать об этом заболевании, они могут не принимать нужные меры или делать то, чего категорически делать нельзя. А между тем, очень важно, чтобы родители знали, что у ребенка с ВСД вполне может развиться психовегетативный синдром. На фоне общего состояния возникают и психологические проблемы. Это влечет за собой конфликты и в семье, и в школе, и во дворе со сверстниками. Родителям нужно знать как себя вести в этой ситуации. Не следует окружать ребенка чрезмерной опекой или наоборот, оставлять совершенно без внимания по причине хронической занятости. Понимать, что повышенная утомляемость – это не его прихоть. Иными словами, у них должна выработаться адекватная реакция на это заболевание. Ведь слишком серьезное отношение к ней тоже вредит малышу. Бывают родители, которые сами страдают повышенной тревожностью и впадают в панику каждый раз, когда у ребенка кольнуло сердце. Это приводит к тому что ребенок сам начинает думать, что он ужасно болен и полностью входит в эту роль. Он прячется в эту болезнь, недомогая при каждом мало-мальски значимом конфликте.

Другие родители, узнав что ребенка не следует перетруждать, ограждают его от какой – либо физической активности вообще. Этого нельзя делать поскольку ВСД не терпит гиподинамии. Родители должны постараться организовывать ребенку возможность двигаться, когда он этого хочет. Увлечь его, заинтересовать подвижными играми, сделать так, чтобы он получал от них удовольствие. Возможно, ему не стоит посещать школьные занятия по физкультуре в полном объеме, но их вполне можно заменить индивидуальными занятиями по ЛФК.

Родителям нужно понять, что с одной стороны ВСД, конечно же, проблема, но в то же время она вполне решаема, если правильно к ней подойти.

Для того, что бы лечение было успешным, очень важно пройти курс лечения полностью. Он длительный, и не у всех хватает терпения и выдержки довести дело до конца. Чаще всего, когда просишь пациента прийти в следующий раз через полгода, он не возвращается. А между тем, отсутствие симптомов совсем не повод думать, что все в порядке. До периода формирования половой системы лечение прекращать нельзя. Это очень важно, поскольку потом это сделать будет гораздо сложнее. Чаще всего в таких случаях симптомы ВСД перетекают в хронические заболевания и доставляют в последующей жизни много проблем. Например, если в период полового созревания возникали состояния гипотонии, при этом их никто не лечил, то в дальнейшем человек почти наверняка будет хроническим гипертоником. Недолеченная экстрасистолия в дальнейшем грозит серьезными нарушениями ритма, которые также очень сложно вылечить.

Проявления вегетососудистой дистонии у детей, бывают различными в зависимости от того, в какой системе организма возникли нарушения: в сердечнососудистой – это колебания артериального давления, нарушения частоты сердечных сокращений (чаще всего – учащение, тахикардия), боли в левой половине грудной клетки (кардионевроз); в дыхательной – ощущение нехватки воздуха, учащенное дыхание и т.п.; в желудочно-кишечной – тошнота, рвота, метеоризм, изжога, запоры, поносы; в терморегуляционной – субфебрильная температура, озноб, повышенная потливость; в вестибулярной – головокружение, предобморочное состояние. Вегетативные расстройства сочетаются с эмоциональными: беспокойство, раздражительность, повышенная утомляемость, плаксивость, расстройство сна.

Вегетативная дистония у детей развивается под действием различных факторов, таких как: эмоциональные стрессы; в периоды гормональной перестройки организма (половое созревание); при смене климатических зон; при физических или умственных перегрузках; при обострении неврологических, эндокринных, соматических заболеваний; при невротических расстройствах; при наследственной предрасположенности.

Чаще всего заболевание начинается в детстве. По разным данным от 12 до 29% детей и подростков страдают вегетативной дисфункцией.

Этому способствует гипоксия (кислородное голодание) плода во время беременности и родов, родовые травмы, другая патология центральной нервной системы, болезни младенческого возраста. В результате возникает неполноценность в работе ВНС, появляются нарушения со стороны различных органов и систем, например желудочно-кишечного тракта (частые срыгивание, вздутие живота, неустойчивый стул, сниженный аппетит) и центральной нервной системы (неглубокий, прерывистый и короткий сон с частыми пробуждениями).

Такие дети склонны к частым простудным заболеваниям с "температурными хвостами" - сохранением повышенной температуры после выздоровления. Они плохо переносят духоту, жару, перемену погоды, жалуются на головные боли, затруднение дыхания (чаще всего, так называемый, "неудовлетворенный вдох"), ощущают "ком в горле".

В период полового созревания вегетативная дисфункция усугубляется рассогласованием между бурным развитием внутренних органов, ростом всего организма и отставанием становления и созревания нервной и эндокринной регуляции.

В это время обычно возникают жалобы на боли в области сердца, перебои в работе сердца, сердцебиение, регистрируется повышение или понижение артериального давления. Часто случаются психоневрологические расстройства: повышенная утомляемость, снижение памяти, эмоциональная неустойчивость (слезливость, раздражительность, вспыльчивость), высокая тревожность.

Как распознать вегетососудистую дистонию? Если ребенок легко бледнеет или краснеет, часто бывает головокружение, темнеет в глазах, особенно после резких движений, вставания, бывает приступообразная головная боль, повышенная потливость, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение перебоев в работе сердца, чувство затруднения при дыхании, холодеют или немеют руки, ноги, ребенок быстро утомляется, снижена работоспособность, часто ощущает слабость, разбитость - скорее всего у ребенка имеется вегетососудистая дистония и нужно обратиться к врачу.

Из-за многообразия симптомов постановка диагноза вегетососудистой дистонии затруднена и требует от специалиста, это может быть терапевт, невролог, кардиолог, исключения или диагностики различных болезней, сопровождающихся похожими признаками. При этом используются такие методы диагностики, как электрокардиография (ЭКГ), суточная регистрация электрокардиограммы, реовазография - метод графической регистрации пульсовых колебаний кровенаполнения сосудов в органах и тканях. Желудочно-кишечный тракт исследуют с помощью гастроскопии, позволяющей оценить состояние слизистой оболочки желудка с помощью эндоскопа (трубчатого оптического прибора с осветительным устройством). Для исследования нервной системы проводят электроэнцефалографию - метод графической регистрации биоэлектрических импульсов мозга, компьютерную томографию - метод исследования, при котором с помощью рентгеновских лучей получают изображения определенного слоя (среза) человеческого тела (например, головы). С помощью КТ можно фиксировать мельчайшие изменения поглощаемости лучей, что в свою очередь и позволяет увидеть то, что не видно на обычном рентгеновском снимке, лучевая нагрузка при КТ значительно ниже, чем при обычном рентгеновском исследовании. Стоит упомянуть и о магнитно-ядерном резонансе (ЯМР) -методе диагностики (не связанным с рентгеновским излучением), позволяющим получить послойное изображение на компьютере органов в различных плоскостях, построить трехмерную реконструкцию определенной области организма. Для ЯМР разработаны различные импульсные последовательности изображения исследуемых структур, которые позволяют получить оптимальный контраст между нормальными и измененными тканями. Опираясь на данные обследования и на совокупность внешних проявлений заболевания, выставляется окончательный диагноз и выбирается тактика лечения.

Профилактика и лечение вегетативной дисфункции должно начинаться еще в детстве и юности. Ошибочно мнение, что вегетативная дисфункция является состоянием, отражающим особенности растущего организма, которое со временем самостоятельно проходит. Уже доказано, что возникшая в детском или подростковом возрасте вегетативная дисфункция, является неблагоприятным фоном и предвестником многих заболеваний. У взрослых наличие симптомов вегетососудистой дистонии требует, прежде всего, исключения различных заболеваний, течение которых сопровождается нарушением функции ВНС. Среди них различные болезни эндокринных желез (щитовидной железы, надпочечников, нарушения половой сферы); многие психические расстройства (начиная с невроза, неврастении и заканчивая болезнями, обусловленными значительными изменениями структур головного мозга). Кроме того, почти все хронические заболевания сопровождаются симптомами вегетососудистой дистонии. При своевременной коррекции вегетативных расстройств у 80-90% детей нормализуются сон и аппетит, исчезают или значительно уменьшаются многие жалобы, восстанавливаются адаптационные возможности организма. При лечении вегетососудистой дистонии широко используются немедикаментозные методы: нормализация образа жизни, лечебная физкультура, загородные прогулки, туризм, санаторно-курортное лечение, закаливающие процедуры, психофизическая тренировка, отдых на свежем воздухе. Комплексное применение лекарственных препаратов, физиотерапевтических процедур проводится по назначению врача.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: