Заключение. 1. На основе анализа научной литературы было выявлено, что дети страдающие вегетососудистой дистонией

1. На основе анализа научной литературы было выявлено, что дети страдающие вегетососудистой дистонией, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. О возрастании тревожности и страхов у детей свидетельствуют специальные экспериментальные исследования. Так, количество детей с устойчивой тревожностью от 72 до 75 % количество тревожных детей среди младших школьников было близко к возрастной норме, то сейчас оно почти в пять раз больше.

Психологическое самоощущение детей с вегетососудистой дистонией, характеризуется нехваткой любви, теплых надёжных отношений в семье, эмоциональной привязанности. Проявляются признаки неблагополучия, напряженности в контактах, страхи, тревога, регрессивные тенденции. И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для таких детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и личность формируется тревожная, мнительная. Выбор профессии для такого человека основан на стремлении предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость... Да и интеллектуальное развитие школьника, когда он связан тревожностью по рукам и ногам, не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности. Ведь творческий человек - это человек свободный, рискующий. Он не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

2. В зависимости от типа вегетососудистой дистонии, психики, нервной системы пациента, формируются стойкие психосоматические реакции, стереотипы поведения и личностные черты. С другой стороны, отмечено, что личностный фактор, играет одну из главных ролей в развитии и течении вегетативной дисфункции.

Сангвиники (лица с уравновешенным типом нервной системы), являются наиболее устойчивыми к возникновению вегетативной дисфункции. Они менее всего подвержены стрессам, легче переносят болезнь, быстрее выздоравливают.

Холерики и меланхолики - наиболее уязвимы в развитии вегетососудистой дистонии. Им необходимо правильно реагировать на стрессовые ситуации, избегать чрезмерных эмоциональных нагрузок. Значительную помощь оказывает аутотренинг, методы релаксации, психотренинг, разрешение психологических проблем. Иногда требуется семейная психотерапия, цель которой - нормализация отношений в семье, снятие психологического напряжения. Иначе выглядит психокоррекция в работе с маленькими детьми. В раннем возрасте, ребёнок подвержен воздействию окружения на его развивающуюся психику и нервную систему. Прежде всего - это влияние матери, отца и лиц, осуществляющих уход за ребенком. В процессе роста и развития ребенка, происходит взаимодействие врожденных, приобретенных и социальных факторов развития заболевания. В зависимости от наиболее значимого фактора развития заболевания и симптоматических проявлений, определяются методы психологической помощи ребенку, проводится консультирование родителей.

Психокоррекционная работа с детьми, страдающими вегетососудистой дистонией, приводит к стабилизации психоэмоционального состояния, поведенческим изменениям, стойкому избавлению от множественных симптоматических проявлений, полноценному выздоровлению ребёнка. Распознать таких детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких. У детей с вегетососудистой дистонией серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Родители сверстников обычно ставят их в пример своим сорванцам: «Смотри, как хорошо ведет себя Саша. Он не балуется на прогулке. Он каждый день аккуратно складывает игрушки. Он слушается маму». И, как ни странно, весь этот перечень добродетелей бывает правдой – эти дети ведут себя «правильно».

3. По результатам экспериментального исследования можно сделать выводы: детей страдающих вегетососудистой дистонией выражены такие компоненты как самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес. Средние значения данных компонентов в области выраженности позволяют предположить начальный этап развития самоотношения. В области выраженности находятся такие установки на внутренние действия в адрес своего «Я» как самоуверенность, самопринятие, саморуководство, самообвинение, самопонимание. Характерной особенностью самоотношения детей является слабая выраженность компонента «ожидание положительного отношения от других», указывающая на большую направленность детей на себя (своеобразный подростковый эгоцентризм), чем на других людей.

У детей с вегетососудистой дистонией величина интегрального самоотношения, его компонентов (самоуважение, аутосимптатия, самоинтерес, ожидание положительного отношения от других), установок на внутренние действия в адрес своего «Я» (самоуверенность, отношение других, самопринятие, самоинтерес) значимо ниже, чем у здоровых сверстников. К особому функционированию самоотношения младших подростков с вегетососудистой дистонией приводит иная социальная ситуация развития. Чувство низкой положительной оценки от взрослых, предполагает меньшее самоуважение, меньшую потребность изучать и принимать себя.

В ходе экспериментального исследования выявлена положительная динамика развития компонентов самоотношения у детей с вегетососудистой дистонией: ожидаемого положительного отношения от других, самоинтереса, самоуважения. Отмечается «выравнивание» средних значений самооценки по каждой шкале, снижение расхождений между самооценкой и уровнем притязаний до возрастной нормы по всем шкалам.

Комплексное исследование индивидуально-психологических характеристик больных с вегетососудистой дистонией и способствует созданию более точного «психологического портрета» больных с вегетососудистой дистонией. При этом выявляются такие существенные характеристики, как особенности индивидуального сознания, восприятия жизненных ситуаций, психологического времени в биографическом масштабе, самооценки здоровья, трудовых установок и жизненных проблем. Кроме того, по параметрам личностно-ситуационного взаимодействия разрабатывается типология больных с вегетососудистой дистонией.

В коррекции вегетососудистой дистонии как психовегетативного синдрома особое значение придается психотерапии, которую врач должен проводить с ребенком и родителями с целью выработки адекватной реакции на заболевание. Психотерапия детей и подростков (аутотренинг, релаксация и др.) имеет огромное значение в связи с увеличивающимся числом пограничных нервно-психических нарушений. Пренебрежение психотерапией в конечном счете приведет к невосполнимым социальным и экономическим потерям, к росту расходное поддержание психического здоровья тех, кому в детстве своевременно не помогли. В процессе беседы врач выявляет характерологические особенности больного, обстановку в семье, но возможности уточняет психотравмирующий фактор. Детям и родителям необходимо разъяснить сущность заболевания, безопасность для жизни изменений сердечно-сосудистой системы, и в то же время подготовить их к длительному лечению. Результаты терапии детей с вегетососудистой дистонией во многом будут определяться глубиной контакта с врачом. Педиатр, назначая лечение ребенку с психовегетативным синдромом, должен показать свою веру в его эффективность и полезность.

Теоретические обобщения и более углубленные разработки проблемы взаимодействия личностного и ситуационного подходов, их практической реализации - перспектива дальнейших исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. /Пер. с англ. С. Могилевского. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Изд-во Питер, 2001.

3. Антонова И.В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания под редакцией Д.Я. Райгородского. Самара – 2008, 572-590 с.

4. Антропов Ю.Ф. Лечение детей с психосоматическими расстройствами/ Ю.Ф. Антропов, Ю.С. Шевченко. - СПб. Речь,2002.-560 с.

5. Асмолов А.Г. Психология личности, М. – 2002.

6. Безносюк Е.В., Соколова Е.Д. Механизмы психологической защиты // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2006, том 97, выпуск 2, с. 44-48.

7. Березанцев А.Ю. Психосоматика и соматоформные расстройства. - М.: Информационные технологии, 2001.

8. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М., Психосоматическая медицина: Кратк. учебн. / Пер с нем. Г.А. Обухова, А.В. Бруенка; Предисл. В.Г. Остроглазова. – М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2004. - 376 с.

9. Бурлачук Л.Ф., Михайлова Н.Б., К психологической теории ситуации//Психологический журнал 2002. №1, с.5-17

10. Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.

11. Василюк Ф.Е., Структура образа.//Вопросы психологии. 2003. №5, с. 5-19.

12. Гройсман А.Л. Клиническая психология, психосоматика и психопрофилактика (медицинская психология) - М.: Магистр-пресс, 2002

13. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическая культура личности: Контекст субъективного переживания времени жизни// Вестник Алтайской науки: Проблемы социологии и психологии. 2007.№ 1.

14. Ефремов К.Д., Пукшанская С.М. Клинико-психологическая характеристика детей с вегетативно-сосудистой дистонией гипертонического типа//Психиатрические аспекты педиатрии. – Л.: ЛПМИ, 2005. – С. 22-27.

15. Жуков Ю.М., Ерофеев А.К., Липатов С.А. и др. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг: Учеб. пособие для вузов. Под ред. М.Ю. Жукова. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 256 с.

16. Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 448 с.

17. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

18. Исаев Д.Н. Медико-психологические аспекты психосоматических заболеваний и внутренняя картина болезни в детском возрасте // Психиатрические аспекты педиатрии. – Л.: ЛПМИ, 2005. – С. 7-22.

19. Исаев Д.Н., Эмоциональный стресс: психосоматические и соматические расстройства у детей. - СПб.: Речь, 2005 г. – 400 с.

20. Кирпиченко А.А., Ладик Б.Б., Пашков А.А. Основы медицинской психологии: Учеб. пособие. - Мн.: Выш. шк., 2001. - 144 с.

21. Клиническая психология под общей редакцией профессора Б.Д. Карвасарского - СПб.: Питер, 2002. – 960 с.

22. Кулаков С.А. Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков/ С.А. Кулаков. - СПб. Речь,2004-464 с.

23. Кулаков С.А., Основы психосоматики. – СПб,: Речь, 2003. – 288 с.

24. Лакосина Н.Д., Сергеев И.И., Панкова О.Ф. Клиническая психология: Учебник для студентов мед. вузов. - М. «МЕДпресс-информ», 2003.

25. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. - М. – 2003.

26. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками / А.Г. Лидерс.-2-е изд., стереотип. - М. 2004.-249 с.

27. Лопухова О.Г. Психологический пол личности: адаптация диагностической методики // Прикладная психология № 3, 2001. С.57-67.

28. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2006.

29. Люсин Д.В., Марютина О.О., Степанова А.С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2006.

30. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2006.

31. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2008. С.641-648.

32. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., Большой психологический словарь. – СПб.: прайм ЕВРОЗНАК, 2003. – 672 с.

33. Москвин В.А. Межполушарные отношения и проблема индивидуальных различий. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 288 с.

34. Нечаева Р.Н. «Ситуационно-поведенческие тесты». Материалы практической конференции / МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.

35. Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для вузов, 1-е издание, 2005 год, 608 с.

36. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологические защиты у детей. – СПб.: Речь, 2002. – 350 с.

37. Островская Л.Д., Алмаев Н.А. Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версии Опросника структуры характера и темперамента Клонинжера // Вестник Московского Университета. Серия 14 психология. 2005.№3. с.76-85.

38. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д. – СПб.: Питер, 2002. – 1024 с.

39. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. В.В. Румынского под ред. Е.Н. Емельянова, В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2008. – 429 с.

40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб. Питер, 2000 – 712 с.

41. Рубинштейн С.Я. Использование времени как показатель осознаваемых и неосознаваемых мотивов личности//Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси, 2000. Т.П. С. 644-650.

42. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: Мир, 2000. - 215 с.

43. Самосознание и защитные механизмы личности, под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, Бахрах-М, 2003 г.

44. Сидоренко Е.В., Методы математической обработки, Речь, С.-Петербург, 2001, 349 с.

45. Сидоров К.Р., Казанцева Г.Н. Психодиагностика мотивации. Методическое пособие. Ижевск, 2002.

46. Сидоров К.Р. «Триада риска» и ее связь с состоянием психосоматического здоровья в юности // Психологический журнал, 2006, №6, с. 81 – 89.

47. Сидоров К.Р. Психосоматические заболевания: проблема этиологии и прогноза // Деструктивность человека: феноменология, динамика, коррекция. Материалы 2-ой региональной научно – практической конференции 28 – 29 ноября 2003 г. Ижевск – Воткинск, 2003, с. 44 – 48.

48. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии, 2006, №2, с. 224 – 234.

49. Сидоров К.Р. Самооценка и продуктивность учебной деятельности школьников старших классов // Парадигмы образования. Материалы международной научно-практической конференции 25 – 27 апреля 2006 г. Ижевск, 2006, с. 125– 126.

50. Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний, их соотношение и продук-активность учебной деятельности школьников старших классов // Вопросы психологии, 2007.

51. Сидоров К.Р. Соотношение самооценки и уровня притязаний в ранней юности // Парадигмы образования. Материалы международной научно-практической конференции 25 – 27 апреля 2006 г. Ижевск, 2006, с. 126 – 128.

52. Солсо Р. Когнитивная психология. – СПб.: «Питер», 2002. – 592 с.

53. Тухтарова И.В., Биктимиров Т.З. Соматопсихология: Учебно-методическое пособие по курсу «Соматопсихология» – Ульяновск: УлГУ, 2005.

54. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. – 287 с.

55. Холмогорова А., Гаранян Н., Соматизация: история понятия, культурные и семейные аспекты, объяснительные и психотерапевтические модели. //Московский психотерапевтический журнал. – 2000. №2. с. 5-50.

56. Черных Е.Г. Каролин в лечении начальных проявлений недостаточности кровоснабжения мозга / Черных Е.Г., Говзман В.В. // IX Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Тез. докл. – Москва, 2002. – С. 502.

57. Черных Е.Г. Психовегетативные показатели в лечении соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы / Маховская, Т.Г., Черных, Е.Г., Говзман В.В. // IX Российский национальный конгресс «Человек и лекарство»: Тез. докл. – Москва, 2002. – С. 290.

58. Черных Е.Г. Психофизиологическое состояние и качество жизни у больных с начальными проявлениями недостаточности мозгового кровообращения / Хандурина Г.Н., Черных Е.Г., Маховская Т.Г. // Качество жизни в психоневрологии: Тез. докл. Междунар. конф. – Санкт-Петербург, 2000. – С. 133-134.

59. Чудновский Становление личности и проблема индивидуальности. М. -2006.

60. Шапарь В.Б. Рабочая книга практического психолога / В. Шапарь, А. Тимченко, В. Швыдченко. – М.: АСТ, 2005. – 672 с.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: