Понятие индивидуального пенсионного страхования и его место в пенсионной системе России

На современном этапе развития российского общества пенсионная система России претерпевает существенные изменения. Это объясняется демографическими причинами – стагнация или снижение уровня рождаемости и увеличение продолжительности жизни существенно увеличивает социальную нагрузку на работающее население, в свете чего государство не справляется с возложенными на него обязанностями пенсионного обеспечения и было вынуждено начать реформу пенсионной системы страны, которая имеет место с 2002 года. Ее основной задачей является стимулирование населения самостоятельно формировать и в некоторой степени распоряжаться накопительной частью своих пенсионных накоплений. В виду этого реформой предусмотрено создание помимо существующего Пенсионного Фонда России (ПФР) негосударственных некоммерческих объединений – негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Они призваны, за счет эффективного управления пенсионными накоплениями, обеспечивать больший уровень доходности. Таким образом, ПФР имеет стабильный уровень доходности, равный 6%[1]. Негосударственные пенсионные фонды обеспечивают более высокую доходность – наиболее успешными НПФ в среднем от 7,5% до 16% в год [2].

Однако, для обеспечения надежности пенсионных накоплений, законодательно закреплено, что НПФ не может взять под свое управление пенсионных накоплений на сумму, равную или превышающую стоимость имеющихся у него активов, которыми он подтверждает сохранность и отвечает за пенсионные накопления граждан. В случае малоэффективного (менее 6%) или убыточного управления накоплениями, государство обязывает негосударственные пенсионные фонды сохранять минимальную ставку наращения – 6% - за счет имеющихся у него активов.

Также для контроля над накоплениями граждан НПФ ежеквартально дает отчет о сумме (с учетом накопленных процентных сумм) пенсионных накоплений каждого участника фонда. Указанная сумма сохраняется в контрольном органе ПФР, и таким образом накопления не могут уменьшиться или увеличиться менее чем на 6%[3].

Наряду с рассмотренными видами обязательного пенсионного страхования в пенсионной системе России особое место занимает добровольное пенсионное страхование. Здесь следует отметить систему государственного софинансирования пенсий и услуги страховых компаний по пенсионному страхованию[4].

Государственное софинансирование пенсий – это инструмент, который призван способствовать населению в его личном участии в формировании своей будущей пенсии путем добровольных взносов на свой пенсионный счет. Суть программы в том, что когда индивид вносит от 1000 руб. до 12000 руб. в год на свой пенсионный счет, то государство начисляет на его счет равную сумму. Гражданин может внести и большую сумму, однако, лимит государственного участия – это 12000 руб. в год[5].

Наиболее эффективным способом стимулирования населения в участии в формировании своей пенсии является заключение договоров пенсионного страхования со страховыми компаниями. Это позволит получать пенсию из двух различных, не связанных между собой, источников. Также этот вид добровольного страхования является наиболее эффективным. Причиной этого служит принцип эквивалентности обязательств участников страхования. Он призван уравнять ответственность страховщика и страхователя при заключении договора страхования.

Его основой является вероятностный характер отношений сторон, что позволяет при вложении одинаковой суммы взносов по тарифу страховщика получить более выгодную сумму пенсионных выплат. По своей сути пенсионное страхование в страховой компании относится к страхованию жизни на дожитие до определенного срока – в данном случае до пенсионного возраста – и в дальнейшем рентными платежами выплаты пенсии страхователю.

Пенсионное страхование – это такой вид страхования, по которому страховщик в обмен на уплату премии обязуется выплачивать ренту выгодоприобретателю, которым обычно является сам застрахованный, при условии, если он дожил до пенсионного возраста. Риск, покрываемый данным страхованием, это исключительно продолжительность жизни застрахованного с учетом фактора возможного уменьшения доходов, которое привносит с собой преклонный возраст.

В данном виде страхования не обязательны медицинские обследования или иные другие данные о здоровье страхуемого лица. Это связано с тем, что если человек имеет плохое состояние здоровья, то пенсионное страхование для него будет невыгодным вследствие достаточно высокой вероятности не дожить до пенсионного возраста.

По способу страхового возмещения пенсионное страхование можно отнести к страхованию с замедленной выплатой ренты, так как выплата страховой суммы производится начиная с будущего числа.

Немаловажной особенностью заключения договора страхования является также и его относительная гибкость. Имеются возможности включения в договор различных условий, которые были бы невозможны в НПФ и ПФР. Например, это возможность получения определенной конкретной суммы в случае выхода на пенсию и дальнейшее получение периодичной пенсии; возможность включения права наследования определенной части накопленной суммы указанными лицами (наиболее распространенная на рынке ситуация – выплата разовой годовой суммы пенсии страхователя); возможность при заключении договора пенсионного страхования пункта на случай смерти страхователя – на деле это выглядит как заключение договора на смешанное страхование[6].

Следует отметить также и варианты выплаты аннуитетов при возникновении указанных страховых отношений. Они бывают следующих видов:

1. Простой аннуитет (классический) – при оплате одноразовой премии застрахованному выплачивается годовая рента пожизненно. Если страхователь умирает раньше, чем используется вся внесённая сумма, то её остаток остаётся у страховщика. Если страховая сумма исчерпана, а страхователь живёт, то страховщик выплачивает ему указанную ренту до конца его жизни.

2. Отложенный – при заключении договора страхования оговаривается период между заключением договора и началом выплаты ренты, за этот срок назначаются периодические премии для оплаты аннуитета.

3. Срочный аннуитет – страховой договор предусматривает выплату ренты только до строго оговоренной даты или до преждевременной смерти.

4. Гарантированный аннуитет – по договору предусматривается выплата ренты пожизненно или в течение гарантированного срока в зависимости от того какой из этих периодов окажется более длительным. Таким образом, в случае смерти застрахованного в течение фиксированного периода рента будет выплачена наследникам, единовременно или периодически до окончания этого периода.

5. Аннуитет защиты капитала – по этому договору страхования застрахованный или наследники получают полную стоимость уплаченных премий в любом случае. Если застрахованный умер раньше, чем сумма выплаченной ренты будет ровна сумме уплаченных премий, то оставшаяся разница выплачивается наследникам. Если застрахованный остается, жив в течение срока действия договора, то он сам получает оплаченный капитал в виде ренты.

Однако страховые взносы по пенсионному страхованию зачастую представляют собой немалую сумму. В связи с этим нередко в пенсионный договор включается схема, называемая «договором возвратного страхования жизни». В данном случае страховая компания возвращает застрахованному или его наследникам при наступлении страхового случая увеличенный страховой взнос. В случае смерти – 300% от накопленной суммы страховых взносов, в случае инвалидности I и II группы – 200%, в случае инвалидности III группы – 150%. Однако если страховой случай произошёл в первые шесть месяцев, то страхователь получает только всего 100%. Этот договор заключается на неопределённый срок и считается прекращенным, если со страхователем произошёл страховой случай и ему возвращён увеличенный страховой взнос или клиент может прекратить договор страхования, самостоятельно подав соответствующее заявление страховщику. Обычно, он получает назад 90% от выплаченных страховых взносов.

Таким образом, индивидуальное пенсионное страхование занимает одно из главных мест в пенсионной системе Российской Федерации, а его значение для населения трудно переоценить. Однако менталитет российских граждан не позволяет использовать все те возможности, которые открывает перед ними пенсионное страхование. Ведь все реформы, которые проводятся и будут проводиться в исследуемой сфере не принесут должного результата до тех пор, пока население не поймет, что государство не в силах обеспечивать им «достойную старость». Повышение заинтересованности, а, следовательно, и участия граждан в формировании своего пенсионного дохода, даст возможность решить многие проблемы, а также позволит повысить уровень жизни населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: