Правовую базу для проведения муниципальной экономической политики составляют Конституция РФ, Указы Президента РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», Постановления и решения федерального и областного правительств, а также такие основополагающие федеральные акты, как Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также соответствующие законодательные акты органов местного самоуправления.
Основные муниципальные права в экономической сфере, отраженные в действующем законодательстве РФ, следующие:
−право на установление местных налогов и сборов (ст. 39 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»);
−право на образование целевых внебюджетных фондов (ст. 41);
−право на самостоятельное управление муниципальной собственностью и получение в местные бюджеты всех доходов от ее приватизации (ст. 29);
|
|
−право на регулирование условий использования земель в границах муниципального образования (ст. 29, п.3);
−право на получение платежей за использование природных ресурсов, добываемых на территории муниципального образования (ст. 40), а также за загрязнение окружающей природной среды;
−право на создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности (ст. 30), на регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги (ст. 31);
−право на координацию участия предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования (ст. 32);
−право на выдачу муниципального заказа с использованием собственных материальных и финансовых средств (ст. 33);
−право на участие в финансово-кредитных отношениях, выпуск муниципальных займов и лотерей, что предполагает эмиссию муниципальных ценных бумаг, получение и выдачу кредитов, создание муницип. банков и др. финансово-кредитных учреждений (ст. 42);
−право на внешнеэконом. деятельность и привлечение иностранных инвестиций (ст. 34).
Также ФЗ предусмотрен ряд гарантий экономических прав местного самоуправления, которые на практике, однако, не соблюдаются. В целом можно сделать вывод, что на федеральном уровне правовые основы муниципальной экономики по большей части разработаны и определяющим фактором становится механизм и гарантии исполнения принятых законов.