Муниципальное нормотворчество

Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый в определенной законом форме и процедуре, направленный на возникновение, изменение или отмену обязательных правовых предписаний, рассчитанный на многократное применение, длительное существование, регулирование общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. В отличие от государственных муниципальный правовой акт обладает следующими признаками:

а) в большинстве случаев принимается по вопросам местного значения; как исключение он может быть принят по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

б) существует два основных способа принятия: 1) непосредственно населением муниципального образования на местном референдуме или сходе и 2) органом или должностным лицом местного самоуправления;

в) должен быть документально оформлен, т.е. он должен быть принят в письменном виде с соблюдением всех необходимых реквизитов: в нем должно содержаться название муниципального образования, наименование правового акта, подпись главы муниципального образования;

г) обязателен для исполнения на территории муниципального образования;

д) устанавливает, изменяет общеобязательные правила или имеет индивидуальный характер. В первом случае это нормативный акт, во втором - акт применения права.

Вся совокупность нормативных и ненормативных актов муниципального образования представляет собой систему муниципальных правовых актов. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к муниципальным правовым актам относятся:

1) устав муниципального образования;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме или сходе граждан;

3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

4) правовые акты главы муниципального образования;

5) постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, к субъектам, обладающим правом принимать муниципальные правовые акты, относятся:

а) население муниципального образования;

б) представительный орган муниципального образования;

в) глава муниципального образования;

г) глава местной администрации;

д) иные органы и должностные лица местного самоуправления (например, контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет два основных способа принятия решений путем прямого волеизъявления граждан: на местном референдуме и сходе граждан.

Устав муниципального образования - основной нормативно-учредительный акт, определяющий статус муниципального образования и особенности деятельности органов местного самоуправления, закрепляющий организационные, финансово-экономические и иные основы местного самоуправления на территории данного муниципального образования.

Федеральным законом от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлены требования, предъявляемые к уставу муниципального образования, он должен определять:

1) наименование муниципального образования;

2) перечень вопросов местного значения (поскольку перечень вопросов местного значения, установленный главой 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не является исчерпывающим и может быть расширен на местном уровне, если муниципальное образование обладает достаточными финансовыми ресурсами для этого);

3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;

4) структуру и порядок формирования органов местного самоуправления (одной из главных составляющих устава являются положения о статусе органов местного самоуправления, порядке и способах их формирования, их структуре, статусе выборных должностных лиц местного самоуправления);

5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;

6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;

7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц (в уставе конкретизируется срок полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления);

8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. В этих целях Законом 2003 г. предусмотрено создание специального контрольного органа муниципального образования;

10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменяет порядок принятия устава муниципального образования.

Устав может быть принят двумя способами:

1) представительным органом муниципального образования (две трети голосов от установленной численности депутатов);

2) на сходе граждан в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом менее 100 человек.

Действующее законодательство закрепляет два способа вступления в силу устава муниципального образования и изменений или дополнений в него:

1) публикация в средствах массовой информации;

2) обнародование, т.е. доведение до сведения населения муниципального образования иным способом.

Подобным образом вступают в силу все нормативно-правовые акты.

Контрольные вопросы

1. Что такое "муниципальное управление"? В чем отличие местного самоуправления от муниципального управления?

2. В каких аспектах может рассматривать местное самоуправление?

3. Основные теории муниципального управления.

4. В чем заключалась основная идея концепции самоуправляемых общин А. де Токвиля?

5. Какой характер природы свойственен современной модели муниципального управления?

6. В чем отличие муниципальной власти от государственной?

7. Каковы основные принципы местного самоуправления?

8. В чем заключаются нововведения Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" при определ

9. Охарактеризуйте систему общинного самоуправления в России.

10. Какие черты были характерны для советской модели местного самоуправления?

11. Что представляла из себя система Советов?

12 Какие зарубежные модели местного самоуправления являются основными? Кратко охарактеризуйте их.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под правовыми основами местного самоуправления?

2. Какие нормативные правовые акты составляют правовую основу местного самоуправления?

3. Когда была принята Европейская хартия местного самоуправления? Преимущество международного права.

4. Концепция муниципального самоуправления установленная Конституцией РФ 1993 года.

5. Какие функции закреплены за органами государственной власти субъекта РФ в сфере правового регулирования местного самоуправления?

6. Какие вопросы регламентируются законами субъектов РФ о местном самоуправлении?

7. Какие акты составляют систему муниципальных правовых актов?

8. В чем особенности муниципального правового акта?

9. Какие требования предъявляются к уставу муниципального образования?

10. Какие существуют виды муниципальных образований?

11. В чем нововведения Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в сфере территориальной организации местного самоуправления?

12. Какие принципы установления границ муниципальных образований закрепляет Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"?

13. Какие земли составляют территорию поселений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: