Законодательство – это совокупность нормативно - правовых актов, расположенных в определённом порядке.
Для лучшего понимания, его целесообразно сравнить с понятием «право». Право более широкое понятие, чем законодательство. Право в широком смысле включает в себя различные источники: научные доктрины (учения), общие правовые принципы и положения, обычаи, нормативные акты, судебную практику, разъяснения высших судебных инстанций. Тогда как подзаконодательством понимается лишь некоторая часть нормативно-правовых актов как одного из видов правовых источников.
Определяющим в понятии «законодательство» является понятие «закон».
Закон – это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим органом законодательной власти или непосредственно народом в особом законодательном порядке (референдум), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения (важнейшие интересы государства, общества, гражданина).
Признаки закона:
1. Принимается только носителями государственного суверенитета (высшим представительным органом государства или народом).
2. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и являетсябазой для нормотворчества. Однако, применительно к странам с системой общего права (Великобритания), где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика (судебный прецедент), вопрос о главенствующей роли закона оспаривается.
3. Закон содержит первичные юридические нормы, которых ранее не было в системе права.
4. Регулирует наиболее важные социально значимые общественные отношения в различных сферах.
5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Такой порядок гарантирует невмешательство в законодательный процесс органов других ветвей государственной власти, является ручательством, что они действительно отражают волю и интересы народа.
Все законы делятся на конституционные и обычные.
1. Конституционные законы – закрепляют основы общественного строя и служат базой для текущего законодательства. Конституционные законы являются основой развития правовой системы которая конкретизируется в текущем законодательстве. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в неё изменения и дополнения. Принимаются в особом порядке.
Конституция (Основной Закон) является высшим законом государства, содержит основы государственного и общественного строя, механизмы их действия, направленные на укрепление государства и обеспечение прав и свобод граждан.
2. Текущие (обычные) законы – к этой группе относятся все остальные законы (уголовный кодекс, гражданский кодекс).
Все иные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение законов и не должны им противоречить. Такие акты называются подзаконными.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это нормативные акты правотворческих органов, которые издаются на основании закона, в соответствии с законом и для его исполнения.
Принимаемые на основе законов, они не должны им противоречить. Обладают, безусловно, «вторичной» юридической силой, но важно учитывать, что они, как и законы, являются обязательными к исполнению на территории государства. По отношению к подзаконным актам действует принцип презумпции их законности, т.е. предполагается их соответствие законам пока иное не будет доказано в установленном порядке.
На примере Украины среди подзаконных нормативно-правовых актов можно выделить:
§ указы и распоряжения Президента Украины;
§ постановления Правительства (Кабинета Министров) Украины;
§ нормативно-правовые акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, Национального банка Украины и др.);
§ нормативные акты местных государственных администраций;
§ местных советов и их исполнительных комитетов.
§ локальные нормативные акты предприятий, учреждений, организаций, действующие только в их пределах.
Таким образом, законы и подзаконные акты являются основными элементами системы законодательства.
Нормативные акты действуют: во времени, пространстве и по кругу лиц.
Во времени:
І. Введение в действие
1) После 10-ти дней с момента опубликования.
2) Срок указан в самом акте.
3) Если не публикуется то с момента получения акта исполнителем.
ІІ. Прекращение действия нормативного акта.
1) По истечению срока действия на который издавался акт.
2) Прямая отмена данного акта.
3) Фактическая отмена другим актом принятым по этому вопросу.
В пространстве: действие нормативного акта распространяется по всей территории государства в целом, соответствующего региона, административно-территориальной единице, соответствующего предприятия или организации.
По кругу лиц: действие нормативного акта распространяется на граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Обратная сила: При решении какого либо вопроса допускается, что новый нормативно правовой акт существовал в момент возникновение правоотношений. (норма права обратной силы не имеет). Исключения бывают в Уголовном и Административном законодательствах: если нормативный акт принят после совершения правонарушения смягчает или освобождает от юридической ответственности то такой акт имеет обратную силу, а если отягощает ответственность, то такой акт обратной силы не имеет.
Нормативно-правовые акты подлежат систематизации – упорядочению действующих нормативных актов, приведению в единую согласованную систему с целью устранения противоречий между ними. Различают три основные формы систематизации – кодификацию, инкорпорацию и консолидацию.
Кодификация – форма систематизации законодательных актов, которая состоит в их совершенствовании путем изменения содержания (переработки и согласования) юридических норм, связанных общим предметом правового регулирования, и объединения в новый единый нормативно-правовой акт (кодекс, положение, устав).
Инкорпорация – форма систематизации законодательства, состоящая во внешнем упорядочении (расположении в том или ином порядке) уже имеющихся нормативных актов без изменения содержания заключающихся в них норм права. Инкорпорация бывает официальной (и имеет официальный ссылочный характер) и неофициальной (справочно-информационный характер)
Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении нескольких нормативно-правовых актов, действующий в одной и той же сфере в единый нормативно-правовой акт без изменения содержания. Это укрупнение актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу.