Муниципальное регулирование цен и тарифов

Законодательство позволяет органам местного самоуправления регулировать цены и тарифы на продукцию и услуги муниципальных предприятий и учреждений. Важнейшие из них - это услуги предприятий ЖКХ, проезд на городском транспорте, цены на лекарства в муниципальных аптеках и др.

Всякое сдерживание цен и тарифов означает частичную или полную замену рыночных рычагов регулирования хозяйственной деятельности на административные. В ряде случаев оно также означает прямые потери для местного бюджета, ибо многие хозяйствующие субъекты, чьи цены и тарифы административно ограничиваются, не в состоянии обеспечить рентабельную работу и требуют бюджетных дотаций.

Особую значимость в последнее время приобрело муниципальное регулирование тарифов на услуги ЖКХ. Проводимая в России реформа ЖКХ предполагает, что в перспективе каждый житель должен полностью оплачивать все услуги по содержанию и коммунальному обслуживанию своего жилища. Государство ежегодно устанавливает в качестве социального стандарта долю (в %) услуг ЖКХ, которую должны оплачивать жильцы, однако установление конкретных ставок оплаты отдельных видов услуг является прерогативой муниципальной власти.

Целесообразно обратить внимание на следующие моменты.

1 целесообразно на некоторые жилищные услуги устанавливать не единый тариф по всей территории муниципального образования, а дифференцированный, в зависимости от планировки квартир, высоты потолков, уровня благоустройства, изношенности дома, района расположения и др. Тем самым большую плату будут вносить обладатели «престижного» жилья.

2 где это только возможно, льготы следует предоставлять не поставщикам, а потребителям жилищно-коммунальных услуг. Предоставление льготы, например, теплоснабжающей организации при пониженном тарифе на теплоэнергию означает, что местный бюджет за счет собранных налогов дотирует всех потребителей теплоэнергии, независимо от их жизненного уровня. Причем наибольшую выгоду получат как раз те, кто имеет большую жилую площадь, то есть наиболее состоятельные слои населения.

3 если муниципальная власть признает целесообразным увеличение доли жильцов в оплате жилищно-коммунальных услуг, например, до 70%, то это вовсе не означает, что уровень оплаты всех видов услуг нужно установить на уровне 70%. Вполне возможно на отдельные виды услуг тарифы совсем не поднимать, а на другие сразу довести их до 100%, с тем чтобы была выдержана средняя цифра. При таком подходе эксплуатирующая организация, тариф на услуги которой доведен до 100%, снимается с бюджетной дотации и переводится на полную самоокупаемость. Это сразу позволяет перестроить всю систему экономических отношений между бюджетом, поставщиком и потребителем данной услуги.

4 могут устанавливаться более низкие тарифы на объем услуг в пределах утвержденного социального норматива и более высокие - сверх этого норматива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: