Основы государственного регулирования тарифов

В условиях ограниченной конкуренции на рынке энергии и мощности и естественно-монопольного положения электросетевого хозяйства рыночный регулятор цен «спрос - предложение» не всегда может обеспечить баланс интересов производителей и потребителей энергии.

Экономический смысл процесса регулирования тарифов – установление рамок, позволяющих с государственной точки зрения обеспечить компании, занимающей монопольное место на рынке, воспроизводство всех факторов производства, то есть возмещение затрат на производство продукции и оказание услуг и получение прибыли, достаточной для ее нормального функционирования и развития (а не монопольной прибыли).

Субъектами регулирования являются субъекты оптового и розничных рынков электрической и тепловой энергии (мощности), осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Под регулируемой деятельностью понимается деятельность, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по тарифам (ценам), подлежащим государственному регулированию.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральными законами «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и «Об электроэнергетике». Государственное регулирование цен и тарифов на электрическую (тепловую) энергию заключается в установлении экономически обоснованных цен и тарифов на элек­трическую и тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги, оказываемые на рынках энергии (мощности), а также в государственном контроле за формированием и применением цен и тарифов. При этом регулирующим органом на оптовом рынке является Федеральная служба по тарифам (ФСТ), а на розничном рынке — органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Цели государственного регулирования тарифов.

Государственное регулирование тарифов осуществляется в целях:

Ø защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов энергоснабжающими организациями;

Ø создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии;

Ø развития конкурентного рынка электрической энергии (мощности) и ограничения монополистической деятельности отдельных субъектов электроэнергетики;

Ø создания экономических стимулов, обеспечивающих использование энергосберегающих технологий в производственных процессах;

Ø создания необходимых условий для привлечения инвестиций в отрасль в целях развития рос­сийской электроэнергетики;

Ø обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий.

Принципы государственного регулирования тарифов.

К основополагающим принципам государственного регулирования тарифов относятся:

Ø обязательность раздельного учета затрат и доходов по видам деятельности;

Ø недопустимость повторного учета одних и тех же расходов по разным видам деятельности;

Ø обеспечение через тарифы компенсации энергетическим компаниям обоснованных расходов на производство, передачу и сбыт продукции и получение прибыли, необходимой для их эффективного функционирования и развития;

Ø соответствие тарифов установленным для различных групп потребителей реальным затратам энергоснабжающих организаций по производству, передаче и распределению электрической (тепловой) энергии для данных потребителей;

Ø равноприбыльность энергоснабжения различных групп потребителей;

Ø сохранение элементов государственного регулирования в сферах электроэнергетики, в которых отсутствуют или ограничены условия для конкуренции.

Порядок установления тарифов на электрическую и тепловую энергию определяется «Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Методы установления тарифов в сфере регулируемой деятельности

Установление тарифов в сфере регулируемой деятельности базируется на применении следующих методов:

§ метод экономически обоснованных расходов (затрат);

§ метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

§ метода индексации тарифов.

Метод экономически обоснованных расходов. В соответствии с этим методом тарифы определяются на основе необходимой валовой выручки компании (НВВ) от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетной объема продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Расчетный годовой объем производства продукции (услуг) определяется, исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности), составляемого в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации с поквартальной и помесячной разбивкой, производимой по принципу минимума суммарной стоимости электроэнергии, поставляемой потребителям.

В составе НВВ учитываются:

• затраты, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль, в том числе затраты, связанные с производством и реализацией продукции;

• затраты, не учитываемые при определении налоговой базы на прибыль (не влияющие на нало­говую базу на прибыль) и относимые на прибыль после налогообложения прибыли (внереализационные расходы).

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции по регулируемым видам деятельности по своему составу аналогичны затратам на производство и реализацию продукции, рассчитываемым в смете затрат.

Величина этих затрат на период регулирования рассчитывается, исходя из плановых норм расхода ресурсов, нормативов затрат, прогнозных рыночных цен и тарифов на ресурсы и услуги, договорных цен, определившихся в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов, а также цен и тарифов, регулируемых государством. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование экспертных оценок, основанных на отчетных данных компании, и цен, скорректированных в соответствии с прогнозными индексами цен.

В состав НВВ включаются также внереализационные расходы, в том шаге расходы на создание резерва по сомнительным долгам и расходы на консервацию основных производственных средств.

В необходимую валовую выручку входят суммы выплаты налогов сборов, а также расходы, вносимые на прибыль после налогообложения прибыли, в том числе:

· расходы на инвестиции, определяемые на основе согласованных инвестиционных программ развития компании в части регулируемой деятельности. При этом средства на финансирование капитальных вложений определяются с учетом амортизации, условий возврата долгосрочных кредитов и выплаты процентов по кредитам;

· расходы на выплату дивидендов, определяемые в соответствии с суммой дивидендов, заявленной организацией на данный период регулирования, с учетом оставшейся после уплаты налогов и сборов прибыли, полученной в последний отчетный период;

· расходы на уплату взносов в уставные (складочные) капиталы и на инвестиции в ценные бумаги.

С учетом вышеперечисленных расходов НВВ по всем видам регулируемой деятельности составит:

где n – регулируемые виды деятельности компании;

И произв. – затраты (издержки), связанные с производством и реализацией продукции;

И внереал. – внереализационные расходы;

Н – налоги и сборы, не учитываемые в составе затрат, уменьшающих налоговую базу;

К – капитальные затраты (инвестиции) в развитие компании;

З див. – расходы на выплату дивидендов;

З у.к. – расходы на уплату взносов в уставные капиталы;

Зц.б. – расходы на инвестиции в ценные бумаги.

В результате тариф (цена) на продукцию (услуги) n -го вида регулируемой деятельности составит:

руб/ед.прод.

Метод экономически обоснованной доходности капитала. В соответствии с этим методом государственного регулирования тарифов валовая прибыль компании в сфере регулируемой деятельности должна соответствовать экономически обоснованному уровню доходности инвестированного капитала.

Экономически обоснованный уровень доходности капитала определяется регулирующим органом на основании прогноза уровня инфляции, принятого при формировании федерального бюджета на очередной год, с учетом стоимости долгосрочного заемного капитала в отчетном году.

Размер инвестированного капитала на период регулирования определяется на основе бухгалтерского баланса как сумма долей уставного и добавочного капитала, относимых на данный вид регулируемой деятельности. Данный метод установления тарифов более предпочтителен, так как:

ü основной капитал как база расчета прибыли в большей степени поддается контролю со стороны регулирующих органов по сравнению с издержками;

ü прибыль по своей экономической природе является в существенной степени результатом эффективного использования основного капитала;

ü переход от постатейного определения величины прибыли к установлению норм доходности капитала стимулирует компании к экономии затрат.

Индексный метод может использоваться при условии, если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социального развития Российской Федерации, не превышает 12% в год. В этом случае на основе прогнозируемого уровня инфляции индексируются ранее утвержденные предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на продукцию (услуги) компаний, осуществляющих регулируемую деятельность.

Затратный подход к формированию тарифов в конкурентных сферах деятельности является вынужденным в переходный период к рыночным отношениям. Он содержит некоторые положительные аспекты, позволяющие потребителям энергии легче адаптироваться к новым экономическим условиям:

· пока не созданы условия для полноценной конкуренции между производителями электроэнергии, установление тарифов на уровне «затраты плюс прибыль» позволяет сохранить в общих интересах существующие установленные мощности электростанций;

· включение в тариф лишь обоснованной величины НВВ позволяет сдерживать рост тарифов на электрическую и тепловую энергию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: