Межосевое расстояние определяем из условия контактной прочности:
=
(u +1)
,
где
- коэффициент вида передачи,
=
KН - коэффициент контактной нагрузки, предварительно примем KН =1.2.
Коэффициент ширины зубчатого венца
= (ряд на с.8 [1]).
Расчетное межосевое расстояние
=
Округлим
до ближайшего большего стандартного значения (табл.6 [1]). Модуль выберем из диапазона (для непрямозубых передач стандартизован нормальный модуль mn)
m =
=
Округлим m до стандартного значения (табл.5 [1]): m =
Суммарное число зубьев для передач
прямозубой: Z
=
,
косозубой:
Z
=
,
где
=
для косозубых передач и
=
для шевронных передач.
Z
=
Значение Z
округлим до ближайшего целого числа Z
=
Если при расчете прямозубой передачи получено Z
отличающееся от целого числа, то определим следующие параметры передачи:
- делительное межосевое расстояние –
= 0.5 m Z
=
- угол зацепления –
= arccos
=
- суммарный коэффициент смещения
x
= 0.5 ctg
Z
(inv
- inv
) =
где инволюты равны: inv
= tg
-
=
inv
= tg
-
=
- коэффициент уравнительного смещения
= x
-
=
Если при расчете прямозубой передачиполучили Z
целое число, то примем x
= 0,
= 0,
=
.
Для косозубых и шевронных примем x
= 0,
= 0 и уточним делительный угол наклона зуба
= arccos
=
Число зубьев шестерни
Z 1=
=
Число зубьев колеса
Z 2 = Z
-Z 1=
Фактическое передаточное число
u ф =
=
Значение u ф не должно отличаться от номинального более чем на 2.5 % при u
4.5 и более чем на 4 % при u > 4.5.
u =100
=
Коэффициенты смещения шестерни и колеса: x 1= x 2= x
– x 1 =
Ширинa венца колеса
bw 2=
=
Округлим bw 2 до ближайшего числа из ряда на с.11 [1].
Ширину венца шестерни bw 1 примем на 5 мм больше чем bw 2:
bw 1=
Определим диаметры окружностей зубчатых колес, принимая далее для непрямозубых колес m = mn.
Диаметры делительных окружностей прямозубых колес dj = mZj,
то же, для косозубых колес
:
d 1= d 2=
Диаметры окружностей вершин при: daj = dj + 2 m (1 + xj –
):
da 1 = da 2 =
Диаметры окружностей впадин dfj = dj – 2 m (1.25 – xj):
df 1= df 2=
Вычислим окружную скорость в зацеплении
V =
=
Степень точности передачи выбираем по табл.8 [1] в зависимости от окружной скорости в зацеплении: n ст=






