В подъемно-транспортных машинах применяются, как правило, призматические шпонки, все размеры которых стандартизованы и увязаны с определенными значениями диаметров валов. Поэтому при проектном расчете шпонка сначала выбирается по таблице стандартов, исходя из диаметра вала, а затем проверяется на смятие. Расчет на срез не производится, т.к. стандартные шпонки имеют большой запас на срез.
Окружная сила Fш, действующая на шпонку, определяется по формуле
(29)
где Мв – крутящий момент на валу конвейера, Нмм (см.формулу 15а)
Работоспособность шпонки
< (30)
где h1 – высота выступающей части шпонки, мм
Iш – длина шпонки, мм
- допускаемое напряжение на смятие, для шпонки из стали 40 – 120 МПа
Из условия (30) можно найти необходимую по условию смятия длину шпонки
(31)
Длина шпонки должна быть на 10 мм меньше длины ступицы звездочки. Длина ступицы принимается в пределах
(32)
Исходя из расчетной длины шпонки, необходимая минимальная длина ступицы равна
(33)
|
|
<
Поскольку условие < выполнилось, значит диаметр вала выбран правильно.