Любая степень или тип штриховки считается выражением возбуждения. Как и при других типах проекции конфликта, определенная область фигуры, которая штрихуется, расценивается в свете ее функционального значения.
Различное изображение мужской и женской фигур
Различия в способе и общем оформлении изображения мужской и женской фигур, нарисованных одним и тем же субъектом, отмечаются довольно часто.
Для инфантильного, сексуально незрелого испытуемого-мужчины типично рисовать хорошо модулированную, детальную и доброжелательно представляемую мужскую фигуру, возможно в профиль, в то время как женская фигура в паре (возможно, репрезентированный образ матери) нарисована анфас, с мужественностью и враждебностью, определяющей доминантные графические черты.
Когда испытуемый демонстрирует грандиозные и напыщенные черты, женщина может быть несколько меньше по размеру, поскольку имеется в виду угрожающий женский образ. Меньший размер, несмотря на большую силу и доминантность женской фигуры, может означать принижающее отношение к женщине как форму защиты против власти, ей приписываемой.
|
|
С другой стороны, это может быть выражением негативного отношения к любой фигуре, кроме собственной, заполняющей пространство.
Испытуемая-женщина, которой движут сильные маскулинные стремления, может усилить женщину и ослабить мужчину в паре. Это может быть достигнуто посредством уменьшения размера, инфантилизации фигуры, или пренебрежением агрессивными либо контактными элементами мужской фигуры.
«Рисунок человеческой фигуры должен рассматриваться как выражение настроения и тенденций и как средство для проекции индивидом его проблем и его способа организации опыта, отраженных в его схеме тела». К. Маховер