Кто-то скажет, что его проблемы —отнюдь не игра. ≪Мои
проблемы, —объявит он гордо, —это тебе не детские игры
Они очень серьезны, иногда даже опасны для жизни≫. Что
тут возразишь? А проблемы человечества еще более серьез-
ны. Сейчас впервые в истории у нас появилась реальная
возможность полностью стереть собственный вид с лица
этой прекрасной и щедрой планеты. Древний человек с
дубиной в руке мог в удачный день отнять 10-15 жизней.
А современный человек одним нажатием кнопки способен
уничтожить вообще все живое, кроме, возможно, самых
легко адаптирующихся бактерий ≪... и кроткие унаследуют
Землю≫.
Глобальные проблемы порождены индивидуальным
умом, точнее, страдающим индивидуальным умом. Проб-
лемы —это игры, в которые мы играем. Они занимают наше
внимание. Они помогают нам чувствовать себя живыми.
Если спросить у скалолаза, взбирающегося без страховки
на отвесный утес, зачем ему это нужно, он ответит, что так
он чувствует себя живым. Что это означает? Это означает,
|
|
что скалолазание заставляет его обращать внимание на то,
что он делает в текущий момент. Когда его пальцы ищут
малейшую трещинку в отвесной скале, чтобы уцепиться, а
внизу —трехсотметровая пропасть, нельзя не сосредоточи-
вать все внимание на текущем моменте. Если ум отвлечется
на вопросы карьеры или на проблемы в личной жизни,
скалолаз может утратить опору и отправиться в последний
полет —на камни. (Между прочим, это единственный спо-
соб), при помощи которого автомыслие может покончить со
страданиями.) Скалолазание заставляет человека наблюдать
текущий момент.
То же самое можно сказать и о других видах спорта, и
об опасном вождении на оживленной дороге, и просто об
откровенно задиристом поведении. Проблема в том, что,
Iпредпринимая подобного рода действия, заставляющие нас
сосредоточить внимание на текущем моменте, мы полагаем,
будто возникающее ощущение целостности порождено
самими этими действиями. В действительности же мы чув-
ствуем себя живыми из-за внутримыслия, —из-за того, что
полностью сосредоточиваем внимание на том, что делаем
в текущий момент.
Да, действительно, к вниманию нас побуждает проблема,
но эйфо-чувства порождаются самим вниманием как та-
ковым. Именно поэтому большинство людей непрестанно
создают себе проблемы —они помогают нам чувствовать
себя живыми. И чтобы поддержать иллюзию, эго убеждает
нас, будто проблемы создаем не мы. Мы убеждены, что они
приходят откуда-то из ≪внешнего источника≫. Мы увере-
ны, что в наших страданиях виноваты какие-то люди, или
обстоятельства, или организации, или правительства Или
|
|
же мы считаем, что причиной страданий является какая-то
часть нашего собственного разума и мы можем все нала-
дить, если только научимся правильно пользоваться своей
головой. Как бы не так. Никому никогда это не удавалось и
не удастся.
Давай вернемся в свою машину и продолжим свою дол-
гую поездку. На этот раз за рулем ты. Тебе стало скучно
и, возможно, немножко хочется спать. Твой ум убегает то
в прошлое, то в будущее, ты предаешься автомыслию, —ar и вдруг идущая впереди машина резко тормозит. Твой ум
мгновенно возвращается в настоящее. Ты не приказывал
себе вернуться в текущий момент и нажать на тормоз.
Это произошло само собой. Ты просто выполнил нужное
действие в нужный момент, как только возобновил присут-
ствие. Если бы твой ум и дальше предавался автомыслию,
ты бы не осознал перемены в дорожной обстановке и не
смог бы предотвратить столкновение. Так что внутримыслие
не только устраняет страдание, внося ощущение целост-
ности в любую деятельность, но оно еще и заботится о
тебе, когда ты присутствуешь в моменте. Даже если бы ты и
ударил переднюю машину, то не страдал бы в этот момент.
Страдание пришло бы позже, когда контроль над ситуацией
вернулся бы к эго. Мы ощущаем страх, жалость к себе и гнев
лишь после травмы —когда ум может заглянуть в прошлое
и в будущее.
Внутримыслие порождает незаметный на первый взгляд
поток безмятежности и чувства защищенности. Все, что нам
нужно для того, чтобы получить это благословение, —об-
ращать внимание. Однако обычно мы этого не делаем. Мы
едем на автопилоте и пробуждаемся лишь на считанные
секунды, когда нужно избежать аварийных ситуаций, чтобы
снова вернуться в привычное сонное блуждание между про-
шлым и будущим. И мы чувствуем себя живыми лишь тогда,
когда что-то выводит нас из ступора. Если нам не хочется
тратить время и силы на занятие скалолазанием, ничего
страшного. На этот случай у нас есть проблемы —средство
для ленивых почувствовать себя живыми.
Где-то в отдаленных уголках нашего ума, на задворках
сознания мы ощущаем гложущую неудовлетворенность.
И мы привыкли успокаивать эту неудовлетворенность
при помощи проблем, которые помогают нам чувствовать
себя живыми. Мы создаем проблемы, чтобы унять боль от-
чуждения. В нашей автомобильной метафоре это как если
бы мы свернули с шоссе и поехали по проселкам. Наш мир
стал бы более интересным, возможно даже опасным... по
меньшей мере, скучно бы не было. Однако есть способ не
скучать и оставаясь на шоссе. Когда мы обращаем внима-
ние на происходящее, все становится на свои места. Жизнь
веет свежестью и расцветает красками, и мы чувствуем себя
завершенными. Пробуждаясь для Сейчас, мы чувствуем
себя живыми независимо от своего состояния и внешних
обстоятельств.