Как преодолеть негативные эмоции

Сядь удобно, позаботившись о том, чтобы тебя

минимум минут пятнадцать не беспокоили. Закрой

глаза и наблюдай за потоком своих мыслей. Теперь

займи свой ум каким-то незначительным или мало-

значимым негативным событием. Это может быть

случай из прошлого или тревога по поводу будущего

события. Ярко нарисуй событие в своем воображе-

нии. Все должно быть очень живо: ситуация, люди,

место.

Одну за другой идентифицируй свои эмоции. Не

сдерживайся. Пусть они нарастают, пока не станут

предельно сильными. Теперь оцени силу каждой эмоции

по десятибалльной шкале. Десятка означает макси-

мальный для тебя накал данной эмоции.

Переходи от эмоции к эмоции. Одна из них будет

более сильной, чем другие. Исследуй ее внимательнее.

Возможно, она отчетливо ощущается где-то в твоем

теле или возле тела. Найди эту точку в своем теле.

Присмотрись к эмоции еще пристальнее. Какого она

цвета? Какой формы? Какой текстуры? Какой звук

или вкус с ней ассоциируется?

Теперь, когда ты обнаружил эту эмоцию, достань

свое внутреннее увеличительное стекло и исследуй ее

еще внимательнее. Советую снова обратить внима-

ние на то, каким образом она проявляется, наблюдая

ее отдельные качества, как описано выше. Наблюдай

эмоцию, вглядываясь в нее все пристальнее, и вскоре

твое ощущение от нее изменится. Возможно, цвет

станет другим, или месторасположения, или форма.

А может быть, она усилится, или станет слабее, или

вообще превратится совсем в другую эмоцию. Возмож-

но, тебе придется наблюдать ее в течение нескольких

минут, прежде чем ты что-то заметишь, —но пере-

мена произойдет обязательно. После этого вглядись

еще внимательнее. Посмотри, не изменились ли еще

какие-то параметры ~ например, размер, звук или

текстура.

Продолжай внимательно наблюдать эти измене-

ния —одно за другим. Со временем —может быть,

очень скоро, а может быть, не очень —ты ощутишь

спонтанное пробуждение эйфо-чувства. Наблюдай

эйфо-чувство так же, как наблюдал негативную

эмоцию, определяя его форму, текстуру, место рас-

положения в теле и т. д. Вскоре ты испытаешь общее

ощущение легкости и внутренней безмятежности.

Сеанс переплавки настроений должен длиться не ме-

нее десяти минут (если хочешь, можно и дольше —до

одного часа). Если твой ум отвлекается и уносится

прочь, не беспокойся, —это нормально. Просто вер-

нись к чувству, как ты его оставил, и возобнови про-

цесс наблюдения.

С самого начала запланируй так, чтобы по оконча-

нии сеанса трансформации настроений ты мог еще ми-

нут пять просто посидеть или полежать с закрытыми

глазами. Это время нужно, чтобы любые не рассеявшие-

ся эмоции имели возможность все-таки рассеяться.

Когда закончишь, вернись к тому событию, с ко-

торого ты начинал упражнение. Опять оцени эмо-

ции по десятибалльной шкале. Ты обнаружишь, что

уровень эмоционального дискомфорта значительно

снизился.

Процесс трансформации настроения дает тебе кое-что,

незаметное на первый взгляд. Да, настроение улучшится,

и уровень негативных эмоций снизится. Но дает ли эта

практика что-то, помимо смутных приятных ощущений?

Уверенно отвечаю: ДА.

Когда ты проводишь такого рода наблюдение, интенсив-

ность эмоций, связанных с негативным событием, значи-

телыно снижается. Многие люди обнаруживают, что уже

через несколько минут уровень негативных эмоций не

достигает даже одного балла. Напряженность ситуации

всегда снижается, когда смотришь на нее без попыток как-

то ее исправить или убежать. (Бегство —один из вариантов

исправления.) Это потрясающе. Достаточно немного ото-

двинуться от кипящего котла, и ты начинаешь ощущать

изысканные ароматы воспоминаний. Ты уже больше не

являешься одним из ингредиентов блюда. Ты —едок, а не

еда. И теперь ты можешь без всяких страданий насладиться

пищей, которую подает тебе жизнь. Ладно, хватит пищевых

аналогий. Наверное, я просто проголодался. Прости, я от-

лучусь ненадолго —нужно перекусить.

Ну, вот я и вернулся. Трансформация настроений стира

ет все эмоциональные записи. Ты можешь воспроизвести

это же событие завтра, или через неделю, или через год -

и оно по-прежнему будет на нижнем конце эмоциональной

шкалы. Мало того: трансформация настроений проникает

глубоко в память, пуская корни и нейтрализуя все эмоции,

которые были связаны с исходным событием, но не ассо

циировались с ним на сознательном уровне.

Помни: твоя память постоянно изменяется. Непри-

ятное событие —например, то, которое ты прорабатывал

в пятом упражнении, —сопряжено с рядом базовых эмо-

ций, таких как гнев, зависть и скорбь. И с каждым базовым

эмоциональным воспоминанием может ассоциироваться

много разных событий. В свою очередь, эти базовые эмоци и

происходят от единой первичной эмоции —страха. Если

ты провел упражнение по трансформации настроений до

самого конца и эйфо-чувства в тебе полностью вытеснили

негативные эмоции, значит, ты эффективно рассеял базовые

эмоции. Помимо этого, ты устранил страх, отраженный в

исходном событии и во всех других событиях, ассоции-

рующихся с этой областью памяти. И это очень хорошо.

Это означает, что тебя больше не будут донимать скрытые

воспоминания. Сами воспоминания останутся, но теперь

они лишены своего эмоционального заряда. Ты словно

сжег канат. Представь себе, что ты бросил в огонь канат и

наблюдаешь, как он сгорает дотла —остается только пепел.

Этот пепел до сих пор держит форму каната, однако теперь

с его помощью тебя не связать. Если ты попытаешься взять

пепел в руки, он рассыплется. Подвергшиеся наблюдению

воспоминания сохраняют свою форму, но они утрачивают

способность влиять на тебя. Возможно, ты даже улыбнешься,

вернувшись к воспоминаниям, которые прежде причиняли

тебе боль. Они уже сослужили свою службу. Они углубили

твое осознание.

Из всех упражнений трансформация настроений тре-

бует наибольшего внимания, ибо только полная расслаб-

ленность принесет плоды. Помни, что это упражнение по

наблюдению, а поэтому должно выполняться без усилий.

Главное при трансформации настроения не стремиться к

определенным результатам, а просто принимать любые

результаты. Попытки контролировать процесс только уси-

ливают страдания.

Начинать лучше всего с незначительных жизненных

переживаний. Когда ты освоишь эту мощнейшую технику,

сможешь перейти к более тяжелым событиям и нейтра-

лизовать их. На первых порах можно попросить друга,

чтобы он тебе ассистировал. Пускай задает вопросы: ≪Что

ты чувствуешь?≫ (Следи за тем, чтобы определять именно

чувства, а не общие состояния. Общие состояния скрывают

чувства, как дымовая завеса. Примеры общих состояний:

недовольство, усталость, растерянность, безразличие, нере-

шительность, раздражение и т. п.), ≪Ощущается ли чувство в

теле или вне его?≫, ≪Где именно?≫, ≪Какая у него форма, цвет,

текстура?≫, ≪Звучит ли оно?≫, ≪Обладает ли запахом?≫,

≪Каково оно на ощупь?≫. Ассистент задает вопросы только

такого рода, и никаких других. Очень важно, чтобы он воз-

держивался от анализа, суждений, образных ассоциаций и

прочих действий, вовлекающих ум.

Такая помощь полезна тем, что ассистент постоянно

напоминает тебе о необходимости наблюдать. На первых

порах мысли и эмоции то и дело отвлекают нас от процесса

и мы значительную часть времени предаемся автомыслию.

Ассистент может ускорить процесс трансформации на-

строения. Ему вовсе не нужно знать, что конкретно тебя

беспокоит. Ты вполне можешь держать это при себе. Я по-

мог избавиться от болезненных эмоций многим людям

и при этом никогда не знал, что конкретно их беспокоит.

Частности не имеют значения. Здоровая эмоциональная

жизнь начинается с осознания Истинного Я. Это все, что

нужно знать. Ассистенту требуется только задавать про-

стые вопросы о цвете, месте расположения и т. д., которые

помогут передвинуть твой умственный переключатель на

режим ≪струя≫.

Иногда, когда ты впервые обращаешься к неприятному

воспоминанию или ожидаемому событию, первый порыв —ar отвернуться. Помни о том, что эго нуждается в темноте.

А осознание —свет. При первых попытках наблюдать не-

гативность ты можешь поймать себя на мысли: ≪Может,

лучше не будить лихо, пока оно тихо?≫ —после хочется

снова переключить свой шланг в режим распылителя. Это

результат темной магии эго. Когда ты впервые обращаешь-

ся к негативному событию, проблема кажется непосильно

огромной. Тебе кажется, что незачем ворошить прошлое,

поскольку ты все равно не сможешь проработать такую

сложную и запутанную проблему. И это было бы верно,

если бы ты действительно собирался ≪прорабатывать≫ ее.

Такие дела лучше оставить профессионалам —психологам

и психиатрам. Однако ты не собираешься применять пси-

хоанализ или другие методы работы с умом. Ты выходишь

за пределы ума и просто наблюдаешь, что происходит.

Эго надеется, что чудовища из прошлого напугают тебя

и ты убежишь. Вполне возможно, что в первый момент тебя

и вправду захлестнет волна страха —особенно если эго

почувствует, что ему грозит реальная опасность. Страх —ar это базовая эмоция, из которой происходят все остальные

эмоции. Если ты ударишь слишком близко от логова эго, оно

пустит в тебя мощнейший разряд страха. Если ты станешь

сражаться со страхом, это означает, что ты сам исполнен

страха. Ты пытаешься избавиться от страха потому, что

боишься его. Из этого ничего не получится.

Осуществляя наблюдение, мы ничего не пытаемся ис-

править или изменить. Мы просто смотрим, что проис-

ходит. Видишь ли, мы впали в заблуждение, подчинившись

законам, которые сформировались в результате фильтрации

реальности через искаженное восприятие эго. Когда мы

свидетельстельствуем происходящее, не вмешиваясь, мы тем

самым устраняем искажающее влияние эго. Наблюдение —ar начало жизни без проблем. Ничего не нужно исправлять.

Мы уже прибыли в пункт назначения. Все, что было скрыто

за пеленой обмана, обретает ясность. Нам уже не нужно

ничего делать.

Есть древняя восточная поговорка о победе Истинного

Я над эго: ≪Все вещи —хорошие и плохие — рассыпаются

в пыль при приближении стоп Господних≫. Если мы хотим

заенить что-то ≪плохое≫ чем-то ≪хорошим≫, нам вначале

нужно определить, что хорошо, а что плохо. Затем —решить,

что необходимо сделать, чтобы заменить плохое хорошим.

Эти решения непосильны для ограниченного человеческого

ума. Если мы думаем иначе, то лишь потому, что в этом нас

убедило эго. Чистое наблюдение подразумевает выход из

≪игры в Бога≫, чтобы созерцать непринужденное течение

мира.

Прекращая попытки исправить то, что есть, мы обре-

тем свободу просто наблюдать течение жизни. Созерцая

то, что есть, мы утрачиваем интерес к тому, что могло бы

быть, и к тому, что было. И тогда страдание тихо уплывает

из нашего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: