На первый взгляд кажется, что существует три основ-
ных типа взаимоотношений, в которых участвуют люди:
взаимоотношения человека с человеком, взаимоотношения
человека с природой и взаимоотношения человека с Богом.
Во всех трех сохраняется один общий элемент: человек.
И в каждом случае ключевым определяющим фактором
является именно человек. Даже взаимоотношения между
человеком и Богом определяются через ум человека. Но
существуют взаимоотношения четвертого типа, и они вы-
ходят за пределы ума.
Этот четвертый тип —взаимоотношения Бога с Богом.
Возможно, последние слова вызвали у тебя неожиданную
реакцию. Возможно, это было ощущение изоляции, или
обделенности, или легкого раздражении, или грусти —пусть
очень слабое ощущение, но все же. Ведь из взаимоотно-
шений Бога с Богом человек исключен. А ты —человек.
Поэтому ты не можешь участвовать во взаимоотношениях
Бога с Богом...
Неверно. На самом деле ты как человек обладаешь врож-
денным правом жить взаимоотношениями Бога с Богом.
|
|
Фактически, ты и живешь ими. Секрет в том, чтобы осо-
знать это.
Возможно, ты думаешь, что у меня ≪не все дома≫. Спешу
заверить, что я оказался в отличной компании. Ощущение,
что человек тождествен Богу, возникает из века в век у про-
роков разных религиозных традиций.
Сам Христос сказал: ≪где Я, там и слуга Мой будет≫ (Иоанн
12:26). А Мейстер Экхарт растолковал эту фразу так: ≪Вот
сколь полного единения с Богом достигает душа —не мень-
шего. И это так же верно, как то, что Бог является Богом≫.
В своей ≪A Song for Occupations≫ Уолт Уитмен писал:
Мы считаем, что библии и религии божественны, —ar я и не отрицаю,
Я лишь говорю, что все они проросли из тебя и могут
прорасти новые,
И источник жизни —не они, источник жизни —ты,
Как листья растут на деревьях, а деревья растут
из земли,
Так они растут из тебя.
Писатель и профессор восточной философии Джон М.
Киллер очень убедительно показывает, почему человек не
может существовать отдельно от Бога. Вот что он пишет:
≪Ноли все вещи и явления мира взаимозависимы, тогда лю-
бая ≪прямая≫ причинно-следственная связь исключается. Не
существует никаких независимых сущностей, которые были
бы ответственны за существование зависимых. Например,
не имеет никакого смысла теистическое представление о
том, что некая абсолютно независимая сущность —Бог —ar создала все, что есть в мире, и Вселенная всецело обязана
своим существованием этому Богу... все, что она творит,
было когда-то сотворено, и процесс творения не имеет ни
начала, ни конца≫.
Взглянув на вопрос проницательным взглядом современ-
|
|
ной науки,Эрвин Шрёдингер пришел к выводу: ≪Субъект и
объект суть одно. И нельзя сказать, что барьер между ними
обрушился в результате последних достижений физической
науки, ибо этого барьера просто не существует≫.
И наконец, вспомню сказанные сотни лет назад слова
Шанкары, в которых отображены иллюзорные взаимоот-
ношения между человеком и Богом, —слова, и ныне по-
буждающие нас ощутить беспредельность пространства и
волнующее чувство непостоянства:
Хотя различий между нами нет,
я —часть Твоя.
О Господи, а не Ты —часть моя;
Как Волна —часть Океана,
Но океан —не часть волны.
Подобно тому как квантовая механика включает в себя
ньютоновскую физику, так и взаимоотношения Бога с Богом
включают в себя все остальные три формы взаимодействий,
сориентированные на человека. Ты видишь, что возможны
только одни взаимоотношения —Бога с Богом. Остальные
три —лишь иллюзия, разделение, осуществленное для удоб-
ства. Взаимоотношения становятся человеческими, когда
ими занимается человеческий ум. Они становятся Боже-
ственными, когда ум и весь остальной мир находятся под
наблюдением. Кто осуществляет наблюдение? Истинное Я.
Что такое Истинное Я? Это ничем не ограниченная Энергия,
Разум и Любовь. Истинное Я —это Бог. Наблюдение —это
внутримыслие. Бог осознает Бога. Иными словами, Бог осо-
знает, что все вещи суть не что иное, как Его Истинное Я!
Когда ты смотришь на цветок, то относишься к нему
либо как человек к природе, либо как Бог к Богу. Вся раз-
ница в том, бодрствуешь ли ты в этот момент. Если твой ум
пребывает в состоянии автомыслия, имеют место взаимоот-
ношения человека с природой. Однако если твое внимание
сосредоточено на текущем моменте, тогда это Бог воспри-
нимает Бога посредством Бога. Вот и все.
Помнишь опыт первый из первой главы, когда ты оста-
навливал мышление? Вначале ты увидел паузу —промежу-
ток между мыслями. Ум опустел, осталось только осознание.
При повторении упражнения пауза стала больше, и ты
осознал, что пространство между мыслями не мертво, но
исполнено жизни. В тот момент перед тобой встал парадокс.
Если ты не думаешь и ум твой опустел, тогда каким образом
ты осознаешь отсутствие мыслей? Ты, Чистое Осознание,
наблюдал себя же, Чистое Бытие. Истинное Я осознало Ис-
тинное Я. В этом едином невинном опыте Бог обнаружил
Бога!
Когда мысли прекратились, ты осознал Истинное Я.
Когда они начались снова, ты смог продолжать наблюдение.
До появления мыслей Истинное Я наблюдало Истинное Я.
После появления мыслей Истинное Я по-прежнему наблю-
дало Истинное Я, только теперь оно обрело форму мыслей.
Мысли сформировались из Тишины —из безмолвного Ис-
тинного Я. Мысли —это вещи. Другие вещи —деревья, звез-
ды, автомобили —тоже обретшее форму Истинное Я. Когда
гы наблюдаешь любую форму с полной осознанностью, ты
обнаруживаешь, что ее мерцающая сущность есть не что
иное, как Ты —Истинное Я. Это взаимоотношения между
Богом, и Богом. Не имеет значения, что именно ты наблюда
ешь —другого человека, природу или Бога, воплощенного и
твоем же образе. Когда ты практикуешь внутримыслие, Бог
осознает Бога.
Ангелы смотрят на людей и только качают головами.
≪Эти ≪низшие≫ существа с замутненными заблудшими ума
ми и вульгарными телами, которые наполнены мокротами
и газами, способны выйти за пределы даже наивысших не-
бесных сфер и познать непознаваемое≫. В этом отношении
человек уникален. Он способен в течение одной жизни
опуститься на самое дно ада и вознестись над раем. Этот дар
крайностей открывает его сознание для наиболее полного
опыта мироздания. В конце концов, что знают ангелы о
страдании? Стоя ногами в грязи, а головой касаясь облаков,
|
|
человек пробуждается для всей полноты мироздания.
Просветленная душа движется среди нас, облегчая наше
бремя, но при этом не обременяется сама. Она словно лег-
чайшая мысль, парящая над тяготами человеческого бытия.
Да, просветленная душа свободна от страдания, но за рас-
ширение осознания приходится платить определенную
цену. После того как страдание уходит, остается своего рода
космическая грусть. Ее мир за пределами всех других миров,
и все же он слегка окрашен нашим страданием. Все в ней
совершенно, помимо того уголка сердца, где живет любовь
к человечеству. Она строит взаимоотношения с целым,
а не с частями. И она не может полностью освободиться,
пока другие страдают. С ее точки зрения совершенные
взаимоотношения не могут полностью расправить крылья
и отправиться в полет до тех пор, пока бабочка не родится
из каждого кокона.
Наша задача во взаимоотношениях состоит в том, чтобы
взять на себя ответственность за собственное осознание.
Все остальное утрясется само. Для большинства поверить
в такое —огромный скачок... Между тем для многих это
реальность. Нет нужды, чтобы наш партнер начал вы-
давливать пасту, начиная с нижней части тюбика. Это нам
самим нужно научиться осознавать происходящее. Только
и всего. Вот так все просто. Совершенные взаимоотноше-
ния начинаются с осознания своего Истинного Я и этим
же осознанием заканчиваются. Как только пробуждается
Я осознание, путы нашего кокона ослабевают и падают,
выпуская в мир полностью осознающую душу.