Объекты экспертизы и необходимые для ее производства материалы

Следы, возникающие при транспортном происшествии, делятся на следы столкновения, наезда, переезда, качения. Следы, образующиеся на столкнувшихся транспортных средствах, соответствуют друг другу по взаиморасположению, высоте нахождения относительно дорожного покрытия, а часто и по форме.

Следы столкновения имеют вид вмятин, разломов, системы трасс, наслоений и отслоений; размеры их зависят от направления и величины приложенных сил, материала следообразующих и следовоспринимающих частей транспортных средств.

Следы наезда образуются при наезде транспортного средства на пешехода, какие-либо предметы (столб, бордюрный камень и т. д.). В результате наезда на пешехода на транспортном средстве возникают линейные следы, следы в виде вмятин, отпечатков структуры ткани одежды потерпевшего. Располагаются они преимущественно на передних частях транспортного средства (например, на капоте, облицовке радиатора, крыльях автомобиля). На одежде потерпевшего.образуются разрывы, размятия, разрезы, отпечатки контактных частей транспортного средства (бампера, облицовки радиатора и др.), остаются следы в виде наслоений краски, смазки, загрязнений. При наезде транспортного средства на преграду возникают следы, характеризующиеся соответствующим взаиморасположением и одинаковой удаленностью от дорожного покрытия. Они могут иметь характер вдавлений, со-скобов, царапин, системы трасс, наслоений или отслоения вещества. У транспортных средств на резиновом ходу иногда образуются проколы, разрывы шин от удара о преграду (на преграде в этом случае могут быть обнаружены частицы резины).

Следы переезда возникают в виде деформаций, вдавлений, разломов при переезде препятствия колесами (гусеницами, полозьями) транспортного средства; на нижней поверхности препятствия могут остаться следы в виде Царапин, трасс, соскобов, наслоений и др.

Следы качения образуются от беговых поверхностей транспортного средства. В них отражаются ширина и рельеф беговых поверхностей, длина окружности колеса и другие его признаки.

На месте происшествия обнаруживают отдельные части и детали транспортных средств (кронштейн, зеркало, ободок фары, гайка, осколки фар-ных и «лобовых» стекол и др.), по которым в ряде случаев удается определить вид транспортного средства, его модель, а при наличии транспортного средства — конкретное тождество по его частям.

Проведение экспертизы по следам транспортных средств значительно облегчается, если все необходимые сведения о механизме и месте происшествия зафиксированы полно и точно: составлены протоколы и схемы дорож-но-транспортного происшествия, произведены необходимые замеры, определены местонахождение транспортных средств, их положение относительно осевой линии дороги и друг друга. Если на месте происшествия обнаружены следы протектора транспортного средства, следует сфотографировать их по правилам масштабной фотографии, а затем с вдавленных следов изготовить гипсовые или полимерные слепки.

Необходимо, чтобы подлежащие исследованию транспортные средства были представлены эксперту в том состоянии, в каком они были в момент происшествия (например, вмятины не должны быть выправлены, следы скольжения закрашены и т. д.), поскольку а противном случае производство экспертизы будет затруднено или не приведет к решению экспертной задачи.

К объектам транспортно-трасологической экспертизы относятся:

транспортное средство или его часть. Эксперт может обнаружить на них следы, описать их и зафиксировать, изучить последовательность механизма; образования. Если в происшествии участвовали два транспортных средства, оба они должны быть представлены на экспертизу. Это позволит эксперту выявить парные следы, возникшие при столкновении, сопоставить их, определить механизм и последовательность образования и, таким образом,:

восстановить механизм происшествия. Когда доставка транспортного средства нецелесообразна вследствие единичного, локального характера повреждения, на экспертизу представляются соответствующая его часть или деталь; |

детали транспортного средства (гайки, болты, поломанные кронш-1 теины, фарные ободки, осколки фар, защитных стекол, частицы краски). обнаруженные при осмотре на месте происшествия;

одежда потерпевшего (если имел место наезд на пешехода), поскольку на ней могут быть обнаружены следы-отображения контактных поверхностей транспортного средства (бампера, облицовки радиатора, беговой;

поверхности шины и т. д.), части его красочного покрытия, осколки фар, защитных стекол, следы смазочных веществ и др. Необходимо принимать; меры к тому, чтобы имеющиеся на одежде следы не были повреждены в процессе транспортировки;

— слепки из гипса или полимерных масс с вдавленных следов транспортных средств, обнаруженных на месте происшествия;

— фотографические снимки: ориентирующие, панорамные, на которых зафиксирована общая обстановка места происшествия; обзорные, показывающие положение и состояние каждого транспортного средства или иного объекта, участвовавшего в происшествии; узловые, где представлены отдельные группы повреждений на транспортных средствах; детальные с изображением отдельных повреждений и следов беговых поверхностей протектора.

На экспертизу должны быть представлены: материалы уголовного дела:

протоколы осмотра места происшествия, транспортного средства, его частей, деталей, схемы дорожно-транспортного происшествия и другие документы (например, в случае наезда на пешехода — акт судебно-медицинского исследования трупа или освидетельствования потерпевшего, если ранее были проведены экспертизы — заключения экспертов).

В качестве образцов для сравнительного исследования представляются:

— колеса или шины либо экспериментальные следы беговых поверхностей колес проверяемого транспортного средства на бумаге или текстильной ткани;

— осколки фарных и защитных стекол, отделившиеся детали и части, изъятые при осмотре транспортных средств, если аналогичные части найдены на месте происшествия.

При обнаружении на месте происшествия частиц краски — транспортное средство или его части со сколами краски;

— образцы смазки и других горюче-смазочных материалов в тех случаях, когда на месте, происшествия изъяты следы соответствующих веществ и предполагается их сравнительное исследование при проведении комплексных экспертиз.

Чтобы эксперт мог правильно наметить порядок исследования и оценить полученные результаты, ему обязательно должно быть сообщено: не ремонтировалось ли транспортное средство после дорожного происшествия; не подвергались ли выправлению имеющиеся на нем повреждения; не производилась ли его окраска; не заменялись ли на нем детали (кронштейны, крылья, колеса, покрышки и т. п.); не возникли ли на нем какие-либо новые следы при хранении, перевозке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: