Преимущества и недостатки малого предпринимательства

Как показывает мировая практика, малое предприниматель­ство играет большую роль в экономике любых стран, даже разви­тых, так как ему свойственны определенные преимущества.

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» направлен на реализацию установленного Конституцией РФ права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной, не запрещенной законом, хозяйственной деятельности. Этим положением уста­новлена экономическая и социальная роль малого бизнеса.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития ма­лого предпринимательства, можно указать на следующие преиму­щества малого предпринимательства: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая свобода действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оператив­ность в принятии и выполнении принимаемых решений; относи­тельно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность для ин­дивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способ­ность быстро вводить изменения в продукцию и процесс произ­водства в ответ на требования местных рынков; относительно бо­лее высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными кон­курентными преимуществами, часто требуют меньше капитало­вложений в расчете на одного работника по сравнению с крупны­ми предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.

Собственники малых предприятий более склонны к сбереже­ниям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпри­нимательства лучше знают уровень спроса на местных (локаль­ных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных по­требителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малые предприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных кадров и распростра­нению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминиру­ющее положение как по числу, так и по удельному весу в произ­водстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свой­ственны и определенные недостатки, среди которых следует вы­делить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствитель­ность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заим­ствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих субъек­тов при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недо­статки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринима­тельства определяются как внутренними, так и внешними причи­нами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с от­сутствием опыта управления или профессиональной некомпетен­тностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде предпринимателей — участников малого бизнеса США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

• некомпетентность;

• несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

• нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производ­стве, управлении в единоличных формах владения и в товари­ществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запу­щенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; ката­строфы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взрос­ления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, при­носят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины — владельцы малых фирм более удачливы в бизне­се, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспе­вают те предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалифика­ция предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в малых фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предприниматель­ская команда, которая состоит из двух, трех или четырех лиц, шан­сы на выживание выше, поскольку коллективное принятие реше­ния более профессионально. На живучести малых фирм сказыва­ются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения бизнеса в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих обще­ственных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые запад­ные специалисты рассматривают малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: