Этапы работы

1. В ы д е л я е м п р о б л е м ы.

Главная проблема, на которую автор обращает внимание читателя, — это проблема восприятия человеком окружающих его людей, т. е. проблема взаимопонимания между людьми, конкретно — между взрослыми и подростком. Кроме того, автор затрагивает другие нравственные проблемы: поведение человека, находящегося в трудных обстоятельствах, ответственность человека за порученное ему дело.

2. К о м м е н т и р у е м п р о б л е м ы, с ф о р м у л и р о в а н н ы е н а м и.

Проблемы раскрываются через повествование о том, как лётчик (в романе «летун»), потерпевший крушение в Альпах, попадает в семью метеорологов.

Антуан — человек не только отважный, мужественный, но ещё и душевно тонкий. Он отмечает многое: и трудность жизни «неисчислимых тружеников, что… предупреждают о зарождающейся буре», и их сердечное гостеприимство, способность поделиться последним, и «редкие звёзды», сияющие «в разрывах туч». В своём разбитом планёре он видит не вышедшую из строя машину, а «друга, отдавшего … жизнь». Единственное, что омрачает радость того, что он «и впрямь жив», — это дерзкое поведение хозяйского сына. И только чистая случайность — Антуан вышел на крыльцо — помогает ему понять поведение мальчика и осознать, насколько он был не прав, увидев в мальчике «отвратительного ребёнка». Мальчик в угоду «залётному чужаку» должен был чинно сидеть за столом вместо того, чтобы быть рядом «со своими любимцами» — «беспородной собачонкой» и её щенками. Антуан «ужаснулся, что мог покинуть этот дом», унося в душе недоброе чувство к мальчику.

3. О п р е д е л я е м а в т о р с к у ю п о з и ц и ю.

Общение с людьми, тем более хорошими (а именно таких представляет автор), — радость. Чтобы не лишить себя этой радости (что чуть не произошло с Антуаном), человек, общаясь с окружающими, должен проявлять к ним уважение, внимание, терпимость; нужно помнить, что в один и тот же момент люди, оказавшиеся рядом, могут находиться в совершенно разном психологическом состоянии: один (Антуан), пережив потрясение, с честью выдержав испытания, чувствует удовлетворение, испытывает наслаждение от общения с хорошими людьми; другой (мальчик), вынужденный заниматься совсем не тем, чем нужно и хочется ему, удручён, взволнован, раздражён. Описывая данную ситуацию, автор предостерегает нас: нельзя делать скоропалительных выводов («вешать ярлыки»). Чтобы составить правильное мнение о человеке, нужно узнать его поближе, вникнуть в круг его проблем.

Определить авторскую позицию нам помогает наблюдение за поведением героев, развитием их отношений. Основной художественный приём — антитеза. Понаблюдаем за героями.

Вначале состояние мальчика описывается глаголами, несущими отрицательную характеристику, затем — положительную (вертелся, дерзил, капризничал — осторожно вручил, прошептал, решился оказать доверие).

Состояние Антуана меняется несколькот раз: 1) ошеломлён — спокоен (разбитые крылья, порванная ткань; так касаются раненого друга, отдавшего за тебя жизнь — падение... видели, крепкий дом, и впрямь жив); 2) приятные чувства от общения с хозяевами — неприятные от поведения их сына (милая семья — отвратительный ребёнок); 3) спокоен — потрясён (вокруг редкие звёзды, подлинная красота, любопытство взяло верх над неприязнью — ужаснулся, поняв, что был не прав).

Взаимоотношения героев также меняются: вначале Антуан видит отвратительного ребёнка, несносного мальчишку, в конце — мальчика. В свою очередь мальчик вначале относится к Антуану как к залётному чужаку, в конце — решился оказать доверие. Конфликт был разрешён: они пошли в дом, уже связанные общей тайной.

5. В ы р а ж а е м с о б с т в е н н о е м н е н и е.

Оно может быть таким:

Проблема взаимопонимания между людьми, тем более между взрослыми и подростками, актуальна во все времена.

Я согласен с позицией автора — необходимо быть внимательным и чутким в общении. Известно, что картна мира у взрослых и детей разная: взрослый человек успел много испытать и понять; ребёнку недостаёт опыта, зато ему свойственны искренность и открытость. И хорошо, если взрослый человек — мудрый и добрый, такой, как Антуан в данном отрывке, или как герой сказки (тоже лётчик) Экзюпери «Маленький принц». Находясь на краю гибели, он тем не менее пытается понять внутренний мир Маленького принца и благодаря этому обретает душевные силы и почти чудесное спасение.

Вспоминаю и случай из собственной жизни. Однажды под Новый год пятилетний братишка так замучил меня расспросами о Деде Морозе, что я не выдержал и сказал, что Дед Мороз — это всего лишь одетый в определённый костюм дядя. Но, увидев слёзы в глазах брата, тут же уверил его в обратном и дал себе слово, что впредь не буду так грубо вторгаться в его мир.

_________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: