Трубадуры и труверы

Трубадур, играющий для принцессы

Трубадурами были лирические поэты, писавшие на окситанском языке («ланг д'ок»). Название этого литературного направления происходило от глагола trobar (находить) в смысле подбирать рифмы для поэм и сочинять музыку. Среди них мы видим не только представителей высшего французского общества: Гильома IX, графа Тулузского (умер в 1126 г.), графа Прованса, сеньора де Блэ, Джауфре Рюделя (1179 г.) и сеньора Бонифация де Кастеллана (умер в 1265 г.), но и простых смертных, не имеющих ни копейки за душой, как, например, Арно Даниэль или Бертран де Ламанон (умер в 1270 г.), а также представителей буржуазии Пейре Видаля и Фолькета Марсельского. Выходец из низов Бернар де Вентадур (его отец был лучником, а мать – хозяйкой публичной печи), был странствующим поэтом. Жонглеры исполняли чужие песенные или стихотворные произведения. Трубадуры же предпочитали или самостоятельно декламировать и петь свои сочинения, или, довольствуясь чистым творчеством, доверяли распространение своих произведений привлекаемым для этой цели певцам (Арно де Марей, нотариус из Перигора и трубадур, пользовался услугами провансальского певца, носившего имя Пистолет). С конца XI столетия доведенное до совершенства искусство трубадуров достигло апогея своего развития; существовали различные течения и школы этого литературного направления, и самыми известными из них были школы Тулузы и Пуатье. Гильом Аквитанский, Джауфре Рюдель, Керкамон и Маркабрюн стояли во главе поэтического движения, называвшегося «trobar dus», которое характеризовалось закрытостью и ученостью, и получившее после 1170 г. дальнейшее развитие в творчестве таких поэтов, как Арно Даниэль, Пейре д'Овернь и Рэмбо д'Оранж. Этому малопонятному поэтическому направлению противостояло течение «trobar leu» или «rie», представлявшее собой поэзию более богатую и орнаментированную, воплощенную в творчестве Бернара де Вентадура, Пейре Видаля и Бертрана де Борна.

Из песни Джауфре Рюделя «Далекая любовь» (ок. 1179 г.):

К этому поэтическому направлению принадлежали около двадцати женщин, некоторые из них были настоящими поэтессами, другие – лишь исполняли чужие произведения. Все эти поэты оставили нам не менее двадцати семи тысяч сочинений, в которых воспевалась fln'amors (куртуазная любовь) и в которых супружеская неверность и чувственные удовольствия описывались так ярко и откровенно, как если бы нравственные запреты и охрана чистоты крови линьяжей и вовсе не существовали. Внушая поэту невозможную и неземную любовь, искусству которой она научилась, пройдя школу куртуазности, дама получала зашифрованное имя. Под конец жизни некоторые трубадуры (Бернар де Вентадур, Бертран де Борн и Фолькет Марсельский) удалились от мира, приняв монашество и избрав цистерцианский орден. К тому же альбигойские войны и вызванные ими перемены положили конец этому поэтическому направлению, разрушив мирную жизнь и пышность аристократических дворов юга Франции.

Алиенора Аквитанская

В XIII столетии в обществе возникает осознание необходимости сохранения в письменном виде литературного наследия, долгое время оставшееся устным, хотя некоторые произведения были записаны на отдельных разрозненных листах. Появляются первые поэтические сборники сочинений, получивших название «песенников».

Слава и широкая известность трубадуров юга оказали влияние на развитие поэзии и возникновение в 1160 г. литературного направления труверов на севере Франции, писавших на языке «ланг д'ойл». Вполне вероятно, что поэзия трубадуров проникла на север вместе с жонглерами и странствующими поэтами (Гийо де Провэн). Центрами поэзии труверов были княжеские дворы Марии Шампанской (умерла в 1198 г.) и Алике де Блуа, дочерей Алиеноры Аквитанской, а также двор Изабеллы де Вермандуа (умерла в 1182 г.), жены графа Фландрии, а впоследствии графа Шампанского Тибо IV, занимавшегося литературным творчеством и получившим признание в качестве поэта. Самыми известными из первых труверов были Гийо де Провэн, Юон д'Уази, виконт де Mo (умер в 1189 г.) и Кретьен де Труа, оставивший нам две любовных песни, сочиненных около 1170 г. При блестящем дворе Марии Шампанской подвизались Гас Брюле, Жиль де Вьё-Мэзон и Пьер де Молэн. Изабелла де Вермандуа во многом способствовала распространению поэзии труверов в Артуа и Пикардии, где жили и трудились Конон де Бетюн, барон из графства Артуа (получивший образование у своего кузена Юона д'Уази), Блондель де Нель, рыцарь и пикардий-ский менестрель, шателен де Куси, Ги де Туротт и Аннюйе Гонтье де Суани. Начиная с XIII в., лирическое искусство труверов начинает свое шествие по городам, становясь известным и в буржуазных кругах. Париж и Аррас становятся главными центрами поэтического творчества, хотя не следует думать, что оно ограничивалось только этими двумя городами. Поэзия труверов проникала в самые широкие круги населения: от королевских офицеров (Филипп де Бомануар, отец) до преподавателей и студентов университетов (Жан де Мён), и была навеяна искусством трубадуров, хотя ограничивалась направлением trobar leu, то есть описанием простых и ясных образов, изложенных в форме «большой песни». До наших дней дошли имена двухсот труверов, хотя многие из них были весьма посредственными поэтами. Из этого сонма выделяются Адам де ля Аль, Колэн Мюзе, Тибо Шампанский и еще около 30 талантливых поэтов, сочинявших песни. Тематика их творчества определялась описанием радостей и страданий куртуазной любви. С музыкальной точки зрения искусство труверов было гораздо более изобретательным, чем творчество трубадуров. До нас дошло достаточно большое количество их мелодий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: