Искусства «малых форм»

Художники эпохи романского искусства украшали миниатюрами в основном Библии и церковные книги. Плодотворный обмен и творческие связи, существовавшие между Англией и Нормандией, а также влияние мозарабского искусства на культурное развитие Южной Франции (мастерские Сен-Севера) довели до степени совершенства искусство миниатюры, о чем свидетельствуют Лиможский молитвенник (около 1100 г.) и «Moraliainjob», принадлежащие ордену цистерцианцев (1111 г.).

После 1200 г., благодаря крестовым походам, Европа еще раз открыла для себя византийский стиль, вызвавший возрождение искусства миниатюры, и псалтырь королевы Ингеборг, разрисованный в 1190–1200 гг. миниатюристами Иль-де-Франса по настоянию бывшей супруги Филиппа Августа, является одним из самых ярких тому подтверждений. Несколько лет назад внимание историков было привлечено фантастическими и гротескными рисунками, оставленными на полях манускриптов, на протяжении долгого времени обойденных вниманием исследователей и представляющие настоящие сокровища книжного декоративного искусства.

Западные эмали с IX по XI в. имитировали или повторяли византийские выемчатые эмали на меди или перегородчатые эмали на золоте, которые применялись для украшения ювелирных изделий, предметов религиозного культа и домашнего обихода. Начиная с XII столетия производство западных эмалей пошло своим собственным путем благодаря новым технологиям, описанным в «Трактате о разных искусствах», написанном монахом Феофилом, и применявшимся в мастерских, расположенных в Конке, Лиможе, в долинах Рейна и Мааса. Эмалями покрывались не только ковчеги, передние части алтарей, кресты, посохи, переплеты церковных книг, коробки для просфор, но и мирские шкатулки и ювелирные украшения. Производство эмалей в домене Плантагенетов, украшавших раки с реликвиями популярных святых Валерия и Томаса Бекета и изображавших картины их жизни, получило почти промышленный размах. Приобрели известность и мастерские, расположенные в долине реки Мааса и производившие эмали элитарного назначения (портативный алтарь Ставело), развивавшиеся под влиянием византийских традиций и использовавшие иконографические сюжеты и символы. Начиная со второй половины XIII столетия готическое ювелирное искусство становится изысканно-вычурным, о чем свидетельствует рака с мощами святого Торэна д'Эврё (1240–1255 гг.). Впоследствии при производстве ювелирных изделий применяются новые технологии: прозрачные и перегородчатые эмали по золоту и др.

Несмотря на критику сторонников евангельской простоты и бедности, величию Творца в готическом искусстве должны были соответствовать великолепие и грандиозность соборов, возведенных в его честь. Драгоценные камни, золото, хрусталь и эмали отражали падающие на них лучи света, оживляя интерьер священного здания. В церкви Сен-Дени алтарь был облицован золотом; огромный семиметровый золоченый крест, украшенный драгоценными камнями, был установлен на клиросе, а на пересечении трансепта в потоках света, привлекая внимание верующих, находился ковчег.


Музыка

В эпоху Средневековья (как и в период Античности) музыка входила в число семи свободных искусств, и в этой классификации она ассоциировалась с арифметикой. Корреляция между музыкой и «наукой чисел» удержалась до XVIII столетия.

Средневековому Западу были известны многие музыкальные инструменты, подтверждение существованию которых историки чаще находят в миниатюрах и литературных источниках, чем в редких сохранившихся образцах, нашедших пристанище в музеях. В XIII в. французский теоретик музыки Жан де Мюр различал струнные, духовые, ударные инструменты и человеческий голос (musica humana).

К струнным инструментам относились арфа и лира, струны которых изготавливались из овечьих жил, конского волоса или шелка. Начиная с XIII столетия использование медных струн улучшило качество и силу звучания инструментов. Каждая струна (от 6 до 25 у арфы) была закреплена на колках, ее натяжение регулировалось при помощи ключа, а музыкальная система была диатонической. Псалтерион и дульсимер были снабжены резонансными полостями, по обеим сторонам которых на опорных винтах, используемых также и для их настройки, крепились струны. Псалтерион имел треугольную форму и был щипковым инструментом, на котором играли, положив его плашмя на колени или прислонив к груди, касаясь струн пальцами или медиатором. Когда в XV в. к псалтериону добавили клавиатуру, он стал называться «спинет».

Дульсимер был в форме трапеции и принадлежал к струнно-клавишным инструментам, на котором играли, расположив его на столе или на коленях. Лютня, гитара, цитра (или кифара), мандола (начиная с XIII столетия) и цитола были щипковыми инструментами. Лютню, завезенную на Запад маврами в Х в., первоначально называли мавританской гитарой.

Цитола, инструмент чувствительный и нежный, предназначался для дам и часто упоминался в средневековых поэмах. К смычковым инструментам относились виола и ребек (простая скрипка), выполненные в форме груши в диапазоне сопрано (как и мандола). На них играли, прислонив их к плечу или к груди.

Духовые инструменты подразделялись на несколько категорий: флейты, трубы, рожки, корнеты, свирели (простые или двойные) и волынки.

Свирель

Свирель в средневековой Франции могла иметь и такую форму

Флейты были продольными (во время игры их держали в вертикальном положении) и поперечными (их держали горизонтально) и пользовались некоторым успехом в Средневековье для игры в мелодическом интервале (в квартах и квинтах). Длинные трубы (называемые anafll), достигавшие иногда двух метров, издавали звуки в гармоническом интервале. Украшенные стягами и гербами, они часто использовались при проведении различных церемоний. Первые рожки (изготовленные из рога, а впоследствии из металла), не имели никаких музыкальных функций кроме сигнальных. Трубя в рог, возвещали о переломных моментах в битвах, например, в битве при Ронсевале («Песнь о Роланде») или о начале и конце охоты. Маленький легкий рожок, называемый «гресл» (graisle) издавал высокий и чистый звук и был популярен на праздниках. В X и XI вв. из Византии в Европу был завезен рог из слоновой кости, называемый «рыцарским рогом» или «олифантом». Появились и рожки с несколькими отверстиями, воспроизводящие более широкую гамму звуков и получившие название «охотничьих». Начиная с XII столетия появились свирели, завезенные с Востока. Снабженные двумя язычками, они издавали сильные и чистые звуки, сопровождая праздники, устраиваемые на свежем воздухе.

Рожки

Волынка

Принадлежащая к той же семье духовых инструментов и появившаяся в 1350 г. волынка состояла из резервуара, сделанного из овечьей кожи и поставляющего воздух в несколько деревянных труб, одна из которых воспроизводила мелодию, а две или три остальных издавали басы.

К ударным инструментам принадлежали tintinna-bulum, барабаны, тамбурины, naquaire, погремки (род бубна), треугольники с кольцами (trepis), трещотки, кастаньеты, бубенчики и варганы. Tintinnabulum состоял из серии тщательно настроенных и согласованных между собой колоколов, по которым ударяли палочками или молотками. Этот инструмент был прообразом колокольного перезвона и курантов. Naquaire представлял собой крепившиеся на поясе маленькие литавры, издававшие при соприкосновении друг с другом мелодичный звон.

До IX в. пение было одноголосным и отвечало требованиям исполнения церковных песнопений, в частности, григорианского хорала: мелодия повторяла ритм текста и не знала пропорционального разделения длительности звучания, как в ритмичной музыке, появившейся только в XIII в. Средневековое церковное пение существовало в форме антифона,
[31]хорала, в котором слова солиста повторяются хором и гимна. Начиная с IX столетия в исполнении григорианского хорала появляются изменения, вызванные введением полифонии и вставлением тропов в напевы псалмов. Полифония украсила мелодическую линию одним или несколькими голосами, образующими диссонанс или гармонию с основным голосом. Тропы являлись вставками некоторых священных слов (Allelu…ia, например), добавляемых в виде мелизм
[32]в песнопение и подчеркивающих главную мысль текста. Распространение и внедрение в литургию этих двух процессов, описание которых, основанное на средневековой системе записи музыки (на невмах), дошло до нас в сохранившихся манускриптах, началось с XII столетия.

Песни трубадуров и труверов были также монодическими и противопоставлялись полифоническому Ars Antiqua, обозначавшему также и одноголосные произведения французских авторов за период с 1230 по 1320 гг. «Роман о Фовеле» описывал переход к Ars Nova (Новое искусство), зародившемуся в XIV столетии во Франции и Италии и основанному на инструментальном сопровождении вокальных партий. Это нововведение встретило сопротивление в лице Папы Иоанна XXII, опубликовавшего в 1322 г. декреталий, запрещавший полифоническое исполнение песнопений, тексты которых расписывались отдельно для каждого голоса, и иногда их пели, как светские произведения. Полифоническим пением этого периода объединялись следующие произведения: мотеты, рондо, вирелэ, баллады и пасторали (или бержеретты), исполнение которых, как правило, было основано на одной вокальной партии под аккомпанемент музыкальных инструментов. Мотеты появились в конце XI столетия, когда священные тексты были переложены для голосового исполнения. Звучавшие сначала на латинском языке, эти песни впоследствии (в XIII в.) были переведены на французский язык и приобрели светский характер, даже если по своему содержанию они оставались вполне церковными произведениями. Постепенно мотет усложнялся, в его текст включался рефрен (конец XIII столетия) и он исполнялся уже четырьмя вокальными партиями. Адам де
ля Аль написал ряд замечательных произведений в стиле «мотет». Располагавшая большим количеством разнообразных инструментов, использовавшихся в качестве обрамления голосового исполнения, средневековая музыка обладала богатой и утонченной звуковой палитрой.


X

Досуг

Жизнь средневекового человека была заполнена не только войнами, молитвами и работой. Праздники, игры, состязания и карнавалы, хотя и сопровождались иногда различного рода эксцессами и оргиями, прерывали монотонность трудовых будней. Охота, жюте,
[33]турниры, банкеты с менестрелями и шахматы были любимыми развлечениями аристократов и оставались доминирующей моделью образа жизни привилегированного общества, иногда копируемого крупной буржуазией (в частности, в том, что касалось общественных игр).

Религиозные праздники были демонстрацией социальной иерархии, ставшей основным принципом организации шествий и процессий, возглавляемых духовенством, за которым следовали именитые люди города, а за ними – простой народ. Существовали, однако, и праздники, подрывавшие сложившиеся устои, иногда пародируя их (праздник осла), а иногда и ниспровергая (праздник дураков).

Развиваясь, город предлагал своим жителям и новые формы проведения досуга: общественные бани (в которых иногда оказывали свои услуги проститутки), литургические и театральные представления и триумфальные шествия влиятельных государственных деятелей.

Дама и ее рыцарь перед турниром

Турнир возник на западе Франции в середине XI столетия и представлял собой коллективное вооруженное столкновение на обширной территории, удаленной от жилых зон, двух групп сражающихся. Организация его проведения роднила его с настоящим боем. Для молодых рыцарей он являлся хорошей военной школой, дающей опыт участия в сражении, и средством обогащения. Король, принцы или крупные сеньоры были инициаторами проведения турниров, они рассылали по округе уведомления, и в назначенный день рыцари, объединенные в два отряда под предводительством знаменосцев, начинали сражение, целью которого были не только захват в плен противника для получения впоследствии выкупа и присвоение его оружия и лошади, но и демонстрация рыцарем своей воинской доблести. Последняя мотивация вынуждала участников турниров прикреплять на щиты хорошо различимые знаки отличия, что привело к развитию искусства геральдики во всем Западном мире и популярности турниров в середине XII столетия. Церковь не замедлила осудить проведение турниров, во время которых культивировалось насилие и поощрялась жажда наживы. В 1130 г. церковным собором в Клермоне было провозглашено, что рыцарь, павший на «зловредном ристалище», будет лишен христианского погребения. Этот канон был подтвержден в 1139 г. II-м и в 1179 г. III Латеранскими соборами.

В течение XIII столетия турниры постепенно преобразовывались в поединки рыцарей, жюте. Размеры поля битвы уменьшились, а само поле было огорожено. Состязания проходили недалеко от населенных пунктов, чтобы публика могла присутствовать на турнирах. Глашатаи заранее возвещали о дате и месте проведения поединков.

На этих военизированных представлениях отдавалось предпочтение индивидуальным состязаниям двух рыцарей, сошедшимся в дуэльном поединке. Жюте становятся рафинированным аристократическим развлечением, систематизированные ритуалы его проведения строго соблюдаются, а подвиги, совершаемые рыцарями на глазах у прекрасных дам, полностью соответствуют этике куртуазной цивилизации. В XV в. жюты становится почти театральным действом.


Охота

Охота была не только аристократическим развлечением богатых сеньоров, но и жизненной необходимостью крестьян, защищавших свой скот и урожаи от вездесущих диких зверей. Кроме того, охота была дополнительным источником средств к существованию, поставляя пищу и одежду для самых обездоленных слоев населения, в то время как богатые сеньоры закупали мясо на бойнях.

Крестьяне охотились на хищников (волки и лисы), кроликов и зайцев, расставляя капканы и ловушки: от простых силков и огромных сетей для ловли перелетных птиц до замаскированных ям, в дно которых были воткнуты острые колья. Но их права на охоту были серьезно ущемлены аристократией, монополизировавшей, начиная с XI в., один из своих любимых видов развлечения.

В отличие от охоты простонародья охота аристократов стала настоящим искусством, систематизированным появившимися в XIII столетии учебниками, среди которых была и книга, написанная императором Фридрихом II (1250 г.). Охоте с ловчими птицами противопоставлялась парфорсная охота (конная, с собаками и оружием). Для первого вида охоты занимались дрессировкой хищных птиц (соколов и кречетов), а приемы ее проведения постоянно усложнялись. Охота с ястребом, низко летающей птицей, считалась неблагородной и недостойной аристократов. Соколиная охота практиковалась на открытых пространствах, вблизи от водоемов, собаки лишь вспугивали дичь, чтобы хищные птицы поймали добычу на лету. Лишенные воли и долго приручаемые и дрессируемые соколы и кречеты иногда вновь обретали свободу, покидая во время охоты своих хозяев.

Парфорсная конная охота со стаями собак, которых содержали псовые охотники, требовала умения держаться в седле, обращаться с оружием и дрессировать собак. Убить кабана «по-благородному» означало пронзить его мечом, не спешиваясь с коня. Самой востребованной добычей были олени, которых собаки гнали до изнеможения, подоспевший охотник приканчивал животное мечом или рогатиной. Преследование животных обычно происходило в foresta (территории редколесья), которые, начиная с VII в., короли, а с XI в. крупные сеньоры резервировали для проведения охоты, и где крестьяне под страхом смертной казни не имели права охотиться. Расширение зон парфорсной охоты в XII и XIII вв. вызывало глухое и бессильное недовольство крестьянства.

Аристократическая охота была неотделима от радостей гостеприимства и обильных застолий, устраивавшихся до или сразу после охоты. Дамы также принимали участие в этом благородном занятии, охотясь с соколами. Знаменитая «Книга об охоте», написанная Гастоном III де Фуа, прозванным Фебом, была им начата в 1387 г.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: