Административно-территориальное деление и местное самоуправление во Франции

& См. лекции и презентации по теме 6 «Государственное (территориально-политическое) устройство зарубежных стран» и теме 14 «Местное управление и самоуправление в зарубежных странах».

Реформой начала 80-х годов во Франции была снижена степень соподчиненности между различными уровнями местных органов. В соответствии с Законами 1983 г. были урегулированы вопросы разграничения компетенции самоуправляющихся коллективов и государства. Была значительно расширена сфера компетенции самоуправляющихся коллективов. Было установлено, что ни один территориальный коллектив не может осуществлять опеку над другим, за исключением строго ограниченных вопросов: регион над департаментом и коммунами в социальных вопросах, здравоохранении, сельском оснащении, школьном транспорте.

Франция имеет 5-звенную территориальную структуру, в качестве составных частей которой выступают (снизу вверх):

- коммуна,

- кантон,

- округ,

- департамент,

- регион.

Кантон и округ не являются территориальными самоуправляющимися единицами и не обладают органами местного самоуправления. Поэтому рассмотрим такие территориальные единицы как коммуна, департамент и регион.

Название территориальной единицы Орган местного самоуправления Орган исполнительной власти
Исполнительная власть органов местного самоуправления Органы местного управления (назначаемые из центра)
Коммуна Муниципальный (коммунальный) совет – избирается жителями Мэр, избираемый муниципальным советом. Одновременно является представителем Правительства. Нет (однако за деятельностью муниципальных советов коммун, входящих в состав округа, супрефектом округа осуществляется административный надзор: исполнение решений совета может быть приостановлено, если они противоречат законам республики)
Кантон Представляет собой избирательные округа по выборам в генеральный совет департамента, судебные, налоговые и жандармские округа.
Округ - - Супрефект
Департамент Генеральный совет – избирается жителями Председатель генерального совета, избираемый генеральным советом, и его заместители (вице-председатели) Префект (в 1982-1989 гг. назывался Комиссар Республики) Назначается Президентом по рассмотрении кандидатуры в Совете министров
Регион (некоторые регионы обладают специальным статусом) Региональный совет – избирается жителями Председатель регионального совета, избираемый региональным советом, и его вице-председатели, другие члены бюро совета Префект региона – им становится префект наиболее значительного департамента данного региона: только контроль за законностью решений регионального совета, но фактически – более широкие полномочия: осуществление политики правительства в регионе.

Данная таблица содержит информацию о статусе органов местного управления и самоуправления после административной реформы 1982 г. В результате реформы префект перестал быть исполнительным органом департамента и не осуществляет административной опеки в отношении коммунальных и генеральных советов. Тем не менее его роль весьма значительна. Он олицетворяет государство и Правительство и информирует их обо всех событиях на подведомственной территории. Префект несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов и поддержание общественного порядка, руководит деятельностью государственных служб в департаменте или регионе. Несмотря на общую децентрализацию системы местного самоуправления, реформа не означает полного отсутствия контроля за местным самоуправлением со стороны государства. Так, все решения выборных органов в 15-дневный срок должны быть направлены представителю государства (префекту или супрефекту), который может передать их по мотивам незаконности в административный суд для аннулирования[1].

Особое положение занимает являющаяся формой политической автономии Корсика – остров в Средиземном море (там есть местный парламент с ограниченной компетенцией, избираемый им более узкий коллегиальный орган, но исполнительную власть единолично осуществляет избираемый советом его председатель). Кроме того, при парламенте создаются еще три совета с правом совещательного голоса: экономический, социальный, культурный. Новая Каледония (бывшая колония) имеет теперь статус «ассоциированного государства» с Францией. У нее есть местный парламент, но в отличие от «ассоциированных государств» США, которые ранее были подопечными территориями, вопрос о членстве Новой Каледонии в ООН не ставился.

Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями (самоуправление крупных городов идет еще от прошлых веков). Всего коммун более 37 тыс., их население колеблется от 100 человек в селе до 1 млн. и более в городах. В общине избирается совет сроком на 6 лет (9–69 человек). Он в свою очередь тайным голосованием избирает на 6 лет мэра и его заместителей, ведающих управлением. Мэр одновременно по должности является представителем государственной власти в коммуне. Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.

Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т.д. Местные дороги принадлежат коммуне (общине) на праве публичной собственности, предприятия, леса – на праве частной собственности. Муниципальный совет может быть досрочно распущен декретом президента, принятым на заседании Совета министров, но только по одной причине: если он не способен управлять коммуной. Этот декрет может быть оспорен в административном суде.

В департаментах (их 96 во Франции и 3 заморских департамента) избирается генеральный (департаментский) совет тоже на 6 лет. Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире. Совет обновляется по частям (на 1/2 через 3 года). Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Тем не менее совет департамента менее самостоятелен в своих действиях, чем совет общины, он более жестко контролируется центром, префекту подчинены также некоторые местные службы министерств.

В регионах, объединяющих 3–5 департаментов (22 в метрополии и 4 заморских региона – Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон), также избирается региональный совет (с 1986 г. – прямыми выборами). Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. В состав комитетов входят представители предпринимателей, профсоюзов, общественных организаций, лица, назначенные правительством. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. Наряду с ним совет региона избирает бюро. Некоторые департаменты метрополии (это крупные города, в том числе Париж, Лион) разделены на внутригородские районы (округа) с избираемыми советами и мэрами.

Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства. В регионе это региональный префект (им является по совместительству префект самого крупного в регионе департамента), в департаменте – также префект, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект.

Региональный префект представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб (ему подчинены, однако, не все службы министерств на местах), несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство. В его распоряжении находится полиция. Аналогичные полномочия осуществляет в округе супрефект.

Префекты (супрефекты) теперь не осуществляют административную опеку над органами местного самоуправления, но имеют право контроля за ними с точки зрения соблюдения законности: все решения местных советов должны исполняться независимо от визы префекта на них (ранее требовалась такая виза), но в течение 15 дней с момента принятия эти решения должны представляться префекту, который, если считает их незаконными (и теперь только по этому основанию), может обратиться в местный административный суд с иском об их аннулировании.


[1] Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: Учебник / Рук. авт. кол. и отв. ред. Б.А. Страшун. – 3-е изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2008. – С. 423-424.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: