Тема 2. Структура и характеристика окружающей среды международного маркетинга
Анализ среды международного рынка играет роль фильтра при выборе целевого рынка и оценке пригодности маркетинговой стратегии компании на внутреннем рынке для ее переноса на внешний.
Структура окружающей среды международного маркетинга состоит из 3-х основных сечений: экономическое, культурное, политико-правовое.
Учебные вопросы:
Анализ экономической среды.
Анализ культурная среда.
Анализ политико-правовой среды.
Первый учебный вопрос: «Анализ экономической среды».
Потребности страны в товарах и услугах определяет в первую очередь структура хозяйства (экономики страны) и уровни доходов населения. Поэтому анализ экономической среды стран, рассматриваемых как потенциальные международные рынки, начинается с анализа состояния национальной экономики стран. Национальная экономика имеет определенную структуру хозяйства, которая определяет ее потребности в товарах и услугах, уровни доходов и занятости, степень развития отраслей народного хозяйства. В практике международного маркетинга используется классификация стран по типу экономики, предложенная Ф.Котлером.
|
|
Ф. Котлер выделил 4 типа хозяйственных структур.
Классификация стран по типу хозяйственных структур:
1) Страны с экономикой типа натурального хозяйства -
большинство африканских стран - Бангладеш, Эфиопия, Нигерия и т.п.
Импорт: продукты питания и предметы первой необходимости.
Экспорт: -
2) Страны - экспортеры сырья -
Чили (олово и медь), Заир (каучук), Саудовская Аравия (нефть), Ирак (нефть), другие страны ОПЕК, Венесуэла (нефть).
Импорт: добывающее оборудование, инструмент и вспомогательные материалы, погрузочно-разгрузочное оборудование, грузовые автомобили, а также дорогие товары широкого потребления и предметы роскоши.
Экспорт: сырье
3. Промышленно-развивающиеся страны -
новые индустриальные страны Азии - 4 тигра (Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг), латиноамериканские страны (Бразилия, Аргентина), а также Египет, Филиппины, Индия и т.п.
Импорт: текстильное сырье, сталь, изделия тяжелого машиностроения, потребительские товары нового типа для среднего класса.
Экспорт: текстиль и текстильные изделия, бумажно-беловые товары, потребительские товары – одежда, обувь, бытовая техника и электроника, продукция сельского хозяйства.
4) Промышленно развитые страны -
Страны Европы, США, Канада, Япония
Импорт: сырье и полуфабрикаты, готовые изделия и технологии.
Экспорт: готовые изделия, технологии, услуги, капитал.
5) Страны с переходной экономикой -
|
|
Россия и страны СНГ.
Наши специалисты не находят в этой классификации места для России и стран СНГ. Поэтому они предлагают 5-й тип - страны с переходной экономикой: Россия и страны СНГ. Хотя эти страны больше всего похожи на страны-экспортеры сырья. Однако в отличие от арабских государств Россия имеет очень большой научно-технический потенциал, который позволяет ей по некоторым видам продуктов идти в ногу с первыми мировыми державами, а иногда даже опережать их.
Настоящая классификация позволяет изначально определить группу стран со схожей структурой хозяйства, а значит, и потребностями.