а) регулирование предпринимательской деятельности на территории страны - регулирование цен, конкуренции, рекламы, каналов распространения (величины торговой наценки) и т.п.;
б) государственная политика в отношении иностранных инвестиций и закупок из-за рубежа;
в) регулирование внешнеэкономической деятельности. Регулирование цен и потоков товаров - используют тарифные и нетарифные барьеры.
Тарифные барьеры. Тариф или пошлина - государственный налог на товары, пересекающие границы страны. Бывают экспортные, транзитные, импортные.
Импортные пошлины используются для защиты интересов национальных производителей.
Типы тарифов:
n специфический - взимается с физических объемов ввозимой или вывозимой продукции (например, зерно, нефть и т.п.)
n тариф «ад валорем» (стоимостной) - пропорционально декларируемой в таможенных документах стоимости товаров;
n комбинированный (смешанный) - как на основании веса, так и стоимости товара.
Нетарифные барьеры:
n квоты - ограничение импорта или экспорта в количественном выражении. Квотирование может распространяться на определенные товары, на товары из определенных стран или в определенную страну. Квоты делят на недискриминирующие и дискриминирующие, то есть распространяющиеся на определенные продукты определенной страны (например, на автомобили, ввозимые в США из Японии). Делается это для достижения равновесия в торговле. Специфическим типом квотирования является эмбарго - полный запрет торговли;
|
|
n лицензирование - получение специального разрешения у органов государственной власти на внешнеторговые операции. Целью лицензирования может быть стимулирование продажи отечественной продукции на местном рынке или ограничение сбыта зарубежной продукции;
n законодательство по приобретению отечественной продукции - при осуществлении государственных закупок предпочтение отдается товарам отечественного производства;
n стандарты - (по классификации, маркировке, проведению испытаний) устанавливаются произвольно;
n административные проволочки;
n ограничение услуг (создание благоприятных условий для местных компаний, оказывающих такие услуги (транспортировка, страхование, консультации, банковское обслуживание и т.д.);
n взаимные требования - например, к экспортерам - принимать в качестве оплаты товары вместо денег.
1) валютное регулирование
n лицензирование - правительственные лицензии фиксируют обменный курс. и все экспортеры или иные лица, получающие иностранную валюту, в обязательном порядке должны продавать ее центробанку по официальному курсу. Импортер может приобретать валюту только при наличии лицензии на импорт соответствующих товаров;
|
|
n множественные валютные курсы (наличие более чем одного валютного курса). Когда правительство хочет ограничить импорт, оно вводит очень высокий валютный курс по операциям, которые не намерено поощрять. И соответствующие импортные товары становятся очень дорогими.
3. Правовые факторы. В международном маркетинге любая сделка находится под воздействием 3-х правовых сред: страны происхождения, страны назначения и международной. При заключении контракта стороны должны решить чьим национальным правом они будут пользоваться при разрешении споров.
Согласно Российскому национальному праву для российской стороны спор по экспорту решается в России, по импорту - в стране-партнере по сделке.