Но стабилизация, в том числе и финансовая наступает только в конце переходного периода, когда в экономике в основном сформировалась рыночная структура

VI. Формирование адекватного рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Прежде всего необходимо осуществить переход к адресной и ощутимой государственной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.

Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода и формирование экономики с рыночной структурой. В России, как констатировал В.В.Путин, рыночная структура была сформирована к 2002 году, что означало окончание переходной экономики (начало – 1992 год, либерализация цен).

В разных странах варианты, темпы и длительность перехода к рыночной экономики существенно различались вследствие разных исходных условий:

1. длительность существования КАСУ;

2. доля частного сектора в экономике;

3. масштаб структурных диспропорций в экономике и уровень ее милитаризации;

4. уровень внутреннего и внешнего неравновесия (размеры инфляции, внутреннего и внешнего долга …);

5. трудовая этика населения и преобладающий хозяйственный менталитет;

6. степень открытости экономики и общества.

В странах с КАСУ переход к рыночной экономике осуществлялся на основе двух вариантов:

1. Градуализм (эволюционный путь) – Китай, Венгрия;

2. «Шоковая терапия» - Польша, Россия.

Различия двух вариантов состоят в:

1. сроках осуществления системных преобразований,

2. степени охвата рыночными механизмами экономики,

3. объеме регулирующих функций государства.

Выбор варианта зависел от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

Эволюционный переход в основном использовался в странах:

1. с преобладанием довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;

2. со сравнительно невысоким удельным весом тяжелой промышленности и ВПК;

3. со стабильной финансовой системой;

4. с преобладанием среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.

Шоковый вариант являлся вынужденной мерой в условиях тяжелого финансового положения, острого товарного дефицита. Механизм его осуществления включает:

1. одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и переход к свободной торговли средствами производства;

2. резкий переход от командно-административных методов к экономическим;

3. ускоренную приватизацию государственной собственности;

4. либерализацию внешнеэкономической деятельности, открытие внутреннего рынка и экономики для иностранного капитала.

Шоковый вариант приводит к очень негативным социально-экономическим последствиям:

1. мощному всплеску инфляции вследствие значительного товарного дефицита и высокого монополизма производителей;

2. резкому и значительному снижению жизненного уровня значительной части населения и усиления его дифференциации;

3. оттоку капитала из реального сектора в наиболее прибыльный – финансовый.

2 вопрос. В России к началу рыночных преобразований (начало 1990-х гг.) сложились очень неблагоприятные условия по сравнению с другими странами, которые и определили выбор шокового варианта рыночных реформ:

1. огромные структурные диспропорции между базовыми (топливно-энергетический и металлургический комплексы) и обрабатывающими отраслями;

2. высокая милитаризация экономики;

3. длительное существование КАСУ;

4. отсутствие в обществе традиций рыночной экономики и частной собственности;

5. сильное влияние уравнительно-коллективной психологии;

6. шока от распада единого хозяйственного комплекса СССР.

Все это определило характер переходного периода в России – более длительного и болезненного.

Выделяют три этапа преобразований в переходный период в России:

1. в 1992-1993 гг. были проведены радикальные преобразования: ускоренная приватизация государственной собственности и форсированный переход к открытой экономике.

2. в 1994-1998 гг. преобладали меры эволюционного развития в виде институциональных реформ: преобразование собственности, формирование рыночной инфраструктуры, но недооценивалась промышленная политика, направленная на возобновление экономического роста и структурную перестройку экономики.

Приватизация государственной собственности осуществлялась тремя последовательными способами, которые привели к развитию многообразных форм собственности и предпринимательства, соответствующих современному уровню рыночной экономики:

- на основе ваучеризации;

- передачи и продажи собственности предприятий коллективу работников на льготных условиях;

- на основе проведения конкурсов и аукционов для продажи малых и средних предприятий.

3. в 1999-2002 гг. проводилась эффективная экономическая политика государства, в результате которой была достигнута макроэкономическая стабилизация:

- прекращение экономического кризиса и постепенное оживление экономики, характеризующееся экономическим ростом;

- финансовая стабилизация: сбалансированный государственный бюджет, снижение инфляции, прекращение роста внешнего государственного долга;

- уменьшение безработицы и прекращение падения жизненного уровня населения…

Хотя в 2002 году было объявлено о завершении переходной экономики в России, однако остается еще много проблем, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики и общества, и они продолжают оставаться под пристальным контролем со стороны государства (и многое уже делается):

- необходимо продолжать структурную перестройку экономики в соответствие с современным этапом НТП: преимущественное развитие отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг;

- продолжать формирование благоприятной экономической среды для функционирования бизнеса в легальном секторе экономики. Особенностью России все еще является высокая доля теневой экономики (40 % к легальной экономике по данным статистики);

- проводить активную социальную политику, направленную на сохранение и создание новых рабочих мест, особенно в сфере малого бизнеса, на формирование эффективной системы социальной защиты населения, на повышение жизненного уровня российского населения и преодоление негативной тенденции усиления дифференциации населения по доходам, расслоения общества на богатых и бедных;

- способствовать формированию открытой экономики, но обеспечивая национальную, в том числе экономическую, безопасность страны…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: