Процесс формирования учебных умений и навыков (общих и узкопредметных) является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений (особенно общие) формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.
- Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими и учебным умениям, и навыкам
- 0 уровень - учащиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения).
- 1 уровень - учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);
- 2 уровень - учащиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
- 3 уровень - учащиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;
- 4 уровень - учащиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют действия (навык).
Подчеркнем, что далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.