Смешанные (комбинированные), интер-(мульти-)модальные технологии перевозок

По количеству видов транспорта, участвующих в доставке това­ров, транспортные системы делятся на одновидовые (юнимодальные) и многовидовые (мультимодальные или интермодальные).

Одновидовая система, несмотря на внешнюю простоту и широкое распространение, усложняется за счет эксплуатации автомобилей и автопоездов различной грузоподъемности на этапах подсбора грузов, формирования укрупненных отправок, особенно в условиях терми­нальной системы. Это требует применения таких современных транс­портных технологий, как система тяговых плеч, мини-терминальные системы и т.д.

Интермодальная система является более сложным — особенно в международном сообщении — вариантом с точки зрения решения коммерческо-правовых, финансово-экономических, организацион­но-технических аспектов Доставки и вопросов развития транспорт­ной инфраструктуры.

Под интермодальной понимается система доставки грузов не­сколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с их перегрузкой в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой без участия грузовладельца.

Договор перевозки с грузоотправителем от имени перевозчиков, принимающих участие в ее осуществлении, заключает первый пере­возчик (оператор). Договор считается заключенным с момента при­емки груза к перевозке, удостоверенной подписями отправителя и транспортной организации и календарным штемпелем последней. Сроки доставки груза исчисляются по совокупности срока его до­ставки каждым перевозчиком в соответствии с правилами, действую­щими на каждом виде транспорта. Каждый перевозчик несет ответст­венность за груз с момента принятия его от отправителя или другого перевозчика до момента передачи его смежному виду транспорта или выдачи грузополучателю.

Примером интермодальной системы являются транзитные пере­возки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали. Сущность этой логистической интермодальной транспортной системы заключается в единстве всех звеньев логистической транспортно-технологической цепи, обеспе­чивающей доставку грузов во все концы земного шара с использова­нием сквозного тарифа по единому перевозочному документу под уп­равлением единого оператора.

Основные принципы функционирования интермодальной систе­мы заключаются в следующем:

• единообразный коммерческо-правовой режим;

• комплексное решение финансово-экономических аспектов функционирования системы;

• использование систем электронного обмена данными, обеспе­чивающих слежение за передвижением груза, передачу информации и связь;

• единство всех звеньев транспортной цепи в организационно - технологическом аспекте, единая форма взаимодействия и коорди­нация всех звеньев транспортной цепи, обеспечивающих это единство;

• кооперация всех участников транспортной системы;

• комплексное развитие транспортной инфраструктуры различ­ных видов транспорта.

Принцип единообразия коммерческо-правового режима преду­сматривает:

• совершенствование правил перевозок грузов (в частности, контейнеров) в международном сообщении на всех видах транспорта с целью их взаимной увязки в соответствии с выбранными критериями эффективности логистической транспортной системы;

• упрощение таможенных процедур;

• разработку и внедрение новых унифицированных перевозочных I документов для внутреннего транспорта (транспорта общей интермодальной цепи, но функционирующего только на территории своей I страны), учитывающих общий критерий логистической транспорт­ной системы;

• использование стандартных коммерческих и перевозочных до­кументов международного образца для работы на внешнем транс­портном рынке.

Принцип комплексного решения финансово-экономических ас­пектов функционирования интермодальной системы предусматривает:

• установление унифицированных тарифных правил перевозки транзитных грузов и грузов внешней торговли в международном со­общении;

• разработку метода обоснованного распределения сквозного фрахта в СКВ между всеми звеньями логистической транспортной цепи;

• разработку механизма финансовой ответственности за наруше­ние качества услуг для каждого звена логистической транспортной цепи.

Необходимым условием функционирования интермодальной сис­темы является наличие информационной системы, с помощью кото­рой осуществляется исполнение заказа (договора перевозки), т.е. планирование, управление и контроль всего процесса доставки грузи благодаря опережающей, сопровождающей и заканчивающей про­цесс доставки информации.

В настоящее время в мировой практике широко применяются различные системы электронного обмена данными, степень исполь­зования которых определяет уровень конкурентоспособности различ­ных логистических транспортных систем на мировом рынке транс­портных услуг. Принцип внедрения новых форм взаимодействия всех звеньев транспортной цепи особенно важен для функциониро­вания интермодальной транспортной системы, поскольку эффектив­ность такой системы существенно зависит от ее организации. Гаран­том и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в системе является оператор международной интермодальной доставки грузов.

Наличие оператора определяет схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в коммерческо-правовом, организационно-тех­нологическом и финансово-экономическом аспектах, а также ряд от­личительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому ас­пекту функционирования интермодальной транспортной системы, в числе которых:

• единый транспортный документ международного образца;

• доставка «от двери до двери» либо в других границах, преду­смотренных единым транспортным документом;

• единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;

• единая сквозная ставка фрахта.

Схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи интермодальной транспортной системы можно назвать последовательно централизованной, а при смешанных раздельных перевозках — пос­ледовательной.

В интермодальной системе благодаря эмерджентному эффекту результат деятельности системы оказывается выше, чем сумма от­дельных частных результатов.

Одним из принципов эффективного взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является готовность партнеров к кооперации на основе понимания своей роли в логистической транспортной систе­ме. Возможность применения передовой технологии перевозочного процесса обусловлена уровнем развития транспортной инфраструкту­ры, которую можно разделить на два основных элемента — термина­лы и транспортные пути.

При смешанных раздельных перевозках, как правило, наиболь­шее внимание уделяется развитию инфраструктуры перевозчиков. В логистической транспортной системе первостепенное внимание отводится терминалам, поскольку эффективность такой системы и сама возможность ее функционирования (из-за различной мощности грузопотоков и скорости доставки) зависит от наличия места в транс­портной системе и функций терминалов, обеспечивающих обработку материальных потоков. Комплексное развитие транспортной инфра­структуры базируется на стандартизации комплектов грузов (таре), транспортных средств, погрузочно-разгрузочных машин и меха­низмов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: