При создании сети мультимодальных перевозок наибольшее значение имеет создание терминалов новых типов с новыми функциями (рис. 5.1). В соответствии с типами рынков различие в мультимодальных перевозках проявляется в звеньях водных и наземных систем. В зависимости от типа перевозки определяются тип терминала, его организационная структура, функции и место в транспортной сети. Основные характеристики терминалов в значительной степени зависят от таких факторов, как возрастающее влияние грузоотправителей в сфере мультимодальных перевозок, либерализация рынка и выход за пределы национальных границ.
Поскольку в международных мультимодальных перевозках решающим является фактор управления, роль терминального обслуживания еще более возрастает. Растет число частных терминалов. В настоящее время в Западной Европе существуют Европейская система терминалов (в частности, интерконтейнерная сеть); сети, объединяющие две-три страны; национальные терминальные сети; сети для мульти- и бимодальных перевозок, принадлежащие отдельным транспортным компаниям.
Терминалы объединяются в сети различных видов, где положение отдельного терминала может быть фидерным, блоковым, блоково-угловым, мультиблоковым и мультиблоково-угловым.
Все услуги, предлагаемые на терминалах и в логистических центрах, могут быть разделены на пять функциональных типов, которые используются при определении специализации терминалов. Функции терминалов по типам следующие:
• услуги по перегрузке;
• обслуживание грузовых мест (аренда, лизинг, складирование, ремонт);
• обслуживание автотранспортных средств (аренда, лизинг, стоянка, ремонт, техобслуживание, мойка);
• обслуживание сети (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля за движением);
• услуги, связанные с грузом (загрузка, выгрузка, предоставление складов).
Тенденции развития терминалов и организации мультимодальных перевозок в перспективе будут заключаться в том, что:
• работа терминалов в большей степени будет сосредоточена п руках независимых региональных транспортных компаний;
• произойдет усложнение структурного состава участников мультимодальных перевозок;
• увеличится количество двусторонних и многосторонних компаний (совместных предприятий) в области мультимодальных перевозок;
• национальные компании выйдут на внешний рынок для обеспечения управления по всей цепи перевозок;
• возрастет значение операторов в мультимодальных перевозках.
Однако развитие сети терминалов может иметь и негативные последствия, такие, как неполная их загрузка, чрезмерное усложнение процесса доставки, технико-организационная несовместимость в международных перевозках, снижение уровня качества услуг.
Новая концепция терминальных систем предлагает переход от изолированного мультимодального терминала к единому грузовому распределительному центру, где терминал будет главным элементом. Наличие центра, выполняющего функцию связующего звена между товаропроизводителями и потребителями, является свидетельством дальнейшей интеграции транспорта и сфер производства и потребления.
В распределительном центре выполняются такие операции, как сортировка, отбор, сборка, укрупнение, разделение, упаковка, складирование, хранение, грузообработка, пакетирование, контейнеризация, поставка и транспортировка груза. Каждый центр характеризуется мощностью (объемом), конкретным месторасположением, а, следовательно, своей собственной зоной экономических интересов, определяемой логистической линией, по которой проходит создаваемая и реализуемая продукция. Каждый из них является центром передачи товаров, потоков информации, транспортных потоков, потоков грузообработки, начиная от единичного (штучного) продукта до крупнотоннажного контейнера. Каждый распределительный центр связан с сотнями товаропроизводителей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами наименований. Уровень автоматизации выполнения операций соответствует последним достижениям науки, техники и технологии. Вся информация о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сроках, транспортных средствах заносится в компьютер.