При разработке технологической части проектов на строительство новых, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение дейст- вующих АТП и СТО должны применяться “Общесоюзные нормы техно- логического проектирования предприятий для автомобильного транспорта – ОНТП-АТП-СТО-80”, разработанные институтом Гипавтотранс Минавтотранса РСФСР. Эти нормы распространяются на все предприятия автомобильного транспорта.
Технологический расчет должен выполняться с учетом перспектив развития автомобильного транспорта и предусматривать внедрение в произ- водство последних достижений науки и техники, современных методов диагностики автомобилей, высокопроизводительных средств механизации и автоматизации производственных процессов, охраны окружающей среды и требований производственной эстетики.
5.1.Составление плана обслуживания и ремонта подвижного состава.
Для того, чтобы эффективно использовать подвижной состав, поддер- жать его в технически исправном состоянии и затрачивать меньше средств и времени на ремонт необходимо составить план ТО и ремонта.
|
|
Прежде чем разрабатывать план обслуживания и ремонта подвижного состава необходимо по исходным данным (покрытию, рельефу местности и зоны работы автомобилей), приведенным в прил.1, определить категорию условий эксплуатации, которая учитывается в дальнейшем при корректиро- вании периодичности и трудоемкости.
При разномарочном подвижном составе технологический ремонт можно вести отдельно для каждой группы автомобилей. Но для упрощения расчетов целесообразнее все автомобили приводить по скорректированной трудоем- кости ТО и ТР к одной марке и модели. В этом случае технологический расчет следует вести по приведенному числу автомобилей:
к
Апр= Аm + å Аi (Тi /Tm),
i=1
где Аm – число автомобилей марки, к которой приводятся остальные;
Аi,, Ti – количество и суммарная трудоемкость всех видов воздействий
(чел.-ч./тыс.км) приведенных марок автомобилей;
Тm – суммарная трудоемкость всех видов воздействий автомобиля
марки, к которой приводятся остальные, чел.-ч.
Тm=(tTO-1/lТО-1 + (tТО-2 - tТО-1 )/lТО-2 )*1000 + tТР,
где tТО-1,tТО-2 – разовая трудоемкость соответственно ТО-1 и ТО-2, чел.-ч.;
lТО-1,lТО-2 – соответственно периодичность между ТО-1 и ТО-2, км;
tТР – удельная трудоемкость текущего ремонта (ТР), чел.-ч./тыс.км
Для расчета lТО-1, lТО-2, tТО-1, tТО-2 и tТР необходимо определить коррек- тирующие коэффициенты нормативных периодичностей и трудоемкостей ТО и ТР.
На автомобильном транспорте приняты следующие периодичности: ремонтный цикл, т.е. пробег до капитального ремонта (КР), пробег до пер- вого технического обслуживания (периодичность ТО-1), пробег до второго технического обслуживания (периодичность ТО-2), среднесуточный пробег (периодичность ЕО).
|
|
Нормативная периодичность ТО в зависимости от типа подвижного состава приведена в прил.2, а цикловой график ТО автомобилей на рис.1
Нормативную трудоемкость ежедневного обслуживания (ЕО), первого технического обслуживания (ТО-1), второго технического обслуживания (ТО-2) и текущего ремонта (ТР) по рассматриваемым в задании на проектирование маркам автомобилей tiн принимаем из прил.2
LНК
lcc lcc
Рис.1. Цикловой график ТО автомобилей.
(- капитальный ремонт; - ТО-2; - ТО-1; - ЕО; lНК – нормативный ремонтный цикл; – нормативная периодичность ТО-2; – норма- тивная периодичность ТО-1; lcc – среднесуточный пробег).
Для определения периодичности и трудоемкости ТО и ремонта с учетом реальных условий эксплуатации необходимо откорректировать нормативную периодичность ТО и пробег до капитального ремонта (КР) с помощью коэффициентов [ 1 ]:
К1 – коэффициент, учитывающий условия эксплуатации (прил.3);
К2 – коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава и организацию его работы (прил.4);
К3 – коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (прил.5);
К4 – коэффициент, учитывающий пробег с начала эксплуатации (прил.6);
К5 – коэффициент, зависящий от количества обслуживающих и ремон- тируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп (прил.7).
Периодичности технического обслуживания и пробег до капитального ремонта на расчетный (приведенный) автомобиль определяем по формулам:
для ТО-1: = *К1*К3;
для ТО-2: = *К1*К3;
для КР: = *К1*К2*К3,
где , – соответственно нормативная периодичность ТО-1 и ТО-2,
км,(прил.8 и 2)
– нормативный пробег до капитального ремонта, км
Трудоемкости обслуживания и текущего ремонта для рассматриваемых марок автомобилей определяем по формулам:
tЕО= *К2*К5;
tТО-1= *К2*К5;
tТО-2= *К2*К5;
tТР= *К1*К2*К3*К4*К5,
Далее корректируем периодичность, принимая кратными друг другу и среднесуточному пробегу подвижного состава:
периодичность ЕО: = lcc;
периодичность ТО-1: =(lТО-1/lcc)* ;
периодичность ТО-2: =(lТО-2/lТО-1)* ;
периодичность КР: =(lКР/lТО-2)* .
В формулах численные значения в скобках необходимо округлять до целого числа в меньшую сторону.
В соответствии с “Положением “[1] при ТО-1 предусматривается диаг- ностирование подвижного состава Д-1, а при ТО-2 – диагностирование Д-2.
Диагностирование Д-1 предназначено главным образом для определе- ния технического состояния агрегатов, узлов и систем автомобиля, обеспе- чивающих безопасность движения.
Исходя из назначения и организации диагностирования, Д-1 предусмат- ривается для автомобилей при ТО-1, после ТО-2 (по узлам и системам, обес- печивающим безопасность движения) для проверки качества работ и заклю- чительных регулировок и при ТР (по узлам, обеспечивающим безопасность движения).
Периодичность Д-1 принимается равной половине пробега до ТО-1, т.е. =0,5* .
Периодичность Д-2 и ТО-2 принимаются одинаковыми, т.е. =
Число воздействий соответствующего обслуживания автомобиля за ремонтный цикл определяем по уравнению:
NЦ= / - å NВ.П.,
где – периодичность данного вида воздействий, км;
å NВ.П – суммарное число воздействий высшего порядка.
По видам воздействий данное уравнение имеет следующий вид:
NКР= / =1;
NТО-2= / – NКР;
NТО-1= / – (NКР+ NТО-2);
NЕО= /
Число автомобилей, диагностируемых при ТР в соответствии с “Приложением“[1] принимают равным 10% от программы ТО-1.
Таким образом, число Д-1 на весь парк автомобилей составляет
Nд-1=1,1*NТО-1+ NТО-2.
|
|
Диагностирование Д-2 предназначено для определения мощностных и экономических показателей автомобиля, а также для выявления объемов ТР. Д-2 проводится с периодичностью ТО-2 и в отдельных случаях при ТР.Число автомобилей, диагностируемых при ТР, принято равным 20% от ТО-2. Исходя из этого число Д-2 на весь автопарк составляет:
NД-2=1,2* NТО-2.
Определяем трудоемкости отдельных видов технических воздействий, которые равны трудоемкостям всех видов воздействий, к которым приводятся остальные, т.е.
=tЕО; =tТО-1;
=tТО-1; =tТР.
Нормативы трудоемкости на одно воздействие по диагностике по данным наблюдений можно принять следующие [2]:
=0,3 чел.-ч.; =1,0 чел.-ч.
Полученные расчетные трудоемкости ТО и ТР затем по технологи- ческим и организационным признакам делятся на постовые и участковые (цеховые) работы. Рекомендуется следующее распределение трудоемкости по видам работ (КТР):
-постовые для ЕО, ТО-1,ТО-2 всех типов подвижного состава –1,0;
-постовые для ТР:
1) легковых автомобилей….…………………………... 0,45-0,47;
2) автобусов…………………………………………….. 0,40-0,48;
3) грузовых автомобилей… …………………………... 0,39-0,51;
4) внедорожных автомобилей-
-самосвалов…………………………………………... 0,39-0,45;
5) прицепов и полуприцепов………………………….. 0,44-0,58.
Тогда трудоемкость постовых работ будет равна:
= ; = ;
= ; = ;
= ; =КР .
Количество одновременно работающих на тупиковых и проездных постах ТО-1 и ТО-2 – не более 2-3 чел., на постах (участках) ТР-1 чел. для легковых автомобилей, 2 чел. для автобусов, 1,5-2,5 чел. для грузовых авто- мобилей; на постах сварки и окраски – по 1 чел.; на постах диагностики–2 чел.
Нормы продолжительности простоя подвижного состава в техничес- ком обслуживании, текущем ремонте и в капитальном ремонте не должно превышать приведенные в прил.9.Простой в капитальном ремонте учиты- вает и время на транспортировку автомобиля в авторемонтные предприятия.
Суммарная продолжительность простоя автомобиля за цикл в обслу- живании и ремонтах за рабочее время Д Р.Ц определяется по формуле
|
|
Д РЦ=(Д ТО-2 + Д ТР)* / 1000 + ДКР,
где (Д ТО-2 + Д ТР) – норма простоя в днях на 1000 км пробега при ТО-2 и ТР;
ДК.Р – норма простоя в днях при капитальном ремонте.
Далее определяем рабочую продолжительность цикла:
ДЭЦ= /lcc.
Затем определяем общую продолжительность цикла:
ДОЦ=ДЭЦ + ДРЦ.
Коэффициент технической готовности подвижного состава:
aТ=ДЭЦ/ДОЦ.
Коэффициент перехода от цикла к году:
n=ДГ/ДОЦ,
где ДГ – годовая продолжительность работы автомобилей, дней.
Тогда количество воздействий за год по всем видам обслуживания и диагностики равен:
=NЕО*n; =NТО-1*n;
=NТО-2*n; =NД-1*n;
=NД-2*n; =NКР*n.
Пробег автомобиля за год составит:
LГ= *n.
На основе расчетных данных составляем план ТО и ремонта подвиж- ного состава (табл.1).
Таблица1
План технического обслуживания и ремонта подвижного состава
Показатели | Усл. обозн | ЕО | Д-1 | ТО-1 | Д-2 | ТО-2 | ТР | КР | Итого |
1.Суточный пробег, км | lcc | - | - | - | - | - | - | - | v |
2.Периодично-сть воздействий | lВ | v | v | v | v | v | - | v | - |
3.Кол-во возде-йствий за цикл | Ni | v | v | v | v | v | - | v | - |
4.Трудоемкость одного воздейс- твия, чел.-ч | v | v | v | v | v | v | - | - | |
5.Трудоемкость постовых работ одного воздейс- твия, чел.-ч | v | v | v | v | v | v | - | - | |
6.Количество рабочих на посту, чел. | Pп | v | v | v | v | v | v | - | - |
7.Продолжит. одного воздействия за экспл. период, дн. | Д | - | - | - | - | v | v | - | |
8.Продолжит. всех воздействий за экспл. период, дн. | Д РЦ | - | - | - | - | - | - | - | v |
9.Рабочая продолжитель-ность цикла, дн. | ДЭЦ | - | - | - | - | - | - | - | v |
10.Общая продолжитель-ность цикла, дн. | ДОЦ | - | - | - | - | - | - | - | v |
11.Коэффици-ент техничес-кой готовности | aТ | - | - | - | - | - | - | - | v |
12.Годовая продолжит. работы, дн. | ДГ | - | - | - | - | - | - | - | v |
13.Коэффици-ент перехода от цикла к году | n | - | - | - | - | - | - | - | v |
14.Количество воздействий за год | v | v | v | v | v | - | v | - | |
15.Пробег автомобиля за год, км | LГ | - | - | - | - | - | - | - | v |