Для определения площадей складов используются два метода расчета:
- по удельной площади складских помещений на 1 млн.км пробега подвижного состава;
- по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса эксп- луатационных материалов, запасных частей, агрегатов, материалов и коэффициенту плотности расстановки оборудования (сокращен- но этот метод называют расчетом площадей складов по хранимому запасу).
1-ый метод – расчет площадей складов по удельной площади на 1 млн.км пробега подвижного состава.
При этом методе нормы площадей складских помещений на 1 млн.км (табл.8) установлены для АТП со списочным составом автомобилей одной марки [2]. При наличии двух марок вводится коэффициент корректировки 1,2, для трех – 1,3, более трех – 1,5. Эти нормы также учитывают тип подвиж- ного состава. Площади помещений в табл.8 рассчитаны на легковые автомо- били среднего литража, автобусы большого класса и грузовые автомобили большой грузоподъемности (коэффициент корректировки равен 1,0). Для легковых автомобилей особо малого и малого класса коэффициент коррек-тировки снижается до 0,7, для автобусов среднего класса – до 0,8, а особо большого класса увеличивается до 1,6.
Таблица 8
Удельные площади складских помещений (в м2) на 1 млн.км пробега
С к л а д ы | Удельные площади помещений,м2 | |||
для легко- вых авто- мобилей | для авто-бусов | для грузо-вых авто- мобилей | для прице-пов | |
Запасных частей | 1,6 | 3,0 | 3,5 | 0,9 |
Агрегатов | 2,5 | 6,0 | 5,5 | - |
Материалов | 1,5 | 3,0 | 3,0 | 0,6 |
Шин | 1,5 | 3,2 | 2,3 | 1,7 |
Смазочных материалов | 2,6 | 4,3 | 3,5 | - |
Лакокрасочных материалов | 0,6 | 1,5 | 1,0 | 0,4 |
Химикатов | 0,15 | 0,25 | 0,25 | - |
Инструментально-раздаточная кладовая | 0,15 | 0,25 | 0,25 | - |
Примечание к таблице 8: Промежуточная кладовая (участок комплектации)15-20% площади склада запасных частей и агрегатов.
При расчетах помещений под грузовые автомобили средней грузо- подъемности коэффициент корректировки снижается до 0,8, для автомо- билей-самосвалов внедорожных -увеличивается до 2,6.
Эти нормы корректируются также с учетом размера предприятий. Приведенные в табл.7 нормы справедливы на 200-300 автомобилей, на 300-500- коэффициент корректировки 0,9; 700-1000 – коэффициент 0,8.
При 1-ом методе расчета площадь склада рассчитывается по формуле:
FСКЛ.=L Г*АПР*fУД*КП.С*КР*КРАЗ*10-6 ,м2,
где fУД - удельная площадь данного вида склада на 1 млн.км пробега
автомобилей (табл.8), м2;
КП.С ,КР, КРАЗ – коэффициенты,соответственно учитывающие тип
подвижного состава, его число и разномарочность.
Значения КП.С для различных типов подвижного состава рекоменду- ются следующие [4]:
1) Автомобили легковые:
- особо малого и малого класса………………………………………0,7
- среднего класса…………………………………………………….1,0
2) Автобусы:
- особо малого класса……… ………………………………………. 0,3
- малого класса…………………………………………...……………………….0,6
- среднего класса……………………………………………………. 0,8
- большого класса…………………………………………………….. 1,0
- особо большого класса……………………………………………... 1,6
3)Автомобили грузовые:
- особо малой и малой грузоподъемности……………………….. 0,4
- средней грузоподъемности……………………………………….. 0,8
- большой грузоподъемности…………………………………...1,0-1,5
- автомобили-самосвалы внедорожные…………………………… 2,6
Коэффициент КР зависит от списочного числа автомобилей:
До 100………………………………………………………………...1,4
101-200……………………………………………………………1,2
201-300……………………………………………………………1,0
301-500……………………………………………………………0,9
501-700…………………………………………………………... 0,8
При наличии на АТП двух моделей автомобилей коэффициент КРАЗ принимается равным 1,2, при наличии трех-1,3, при наличии более трех моделей – 1,5.
При 2-ом методе для расчета площади складских помещений пред- варительно по нормативам определяется количество (запас) хранимых запасных частей и материалов исходя из суточного расхода и продолжи- тельности хранения. Далее по количеству хранимых запасных частей и материалов подбирается оборудование складов (емкости для хранения смазочных материалов, насосы, стеллажи и пр.) и определяется площадь помещения fОБ, занимаемая этим оборудованием. Затем рассчитывается площадь склада
F СКЛ=fОБ* КПЛ.,
где КПЛ.- коэффициент плотности расстановки оборудования.