Метод диагностирования — совокупность приемов и способов, позволяющих дать объективное заключение о состоянии ОД.
Методы диагностирования подразделяют на две группы: органолептические (субъективные) и инструментальные (объективные).
Органолептическими являются проверки на слух, осмотром, осязанием и обонянием.
На слух выявляют места и характер ненормальных стуков, шумов, перебоев в работе двигателя, места увеличения зазора между клапанами и коромыслами механизма газораспределения, неисправностей трансмиссии и ходовой системы (по скрежету, шуму и люфту), неплотности (по шуму прорывающегося воздуха) и т. п.
Осмотром устанавливают места подтекания масла, воды, топлива, цвет выхлопных газов, биение вращающихся частей и др.
Осязанием устанавливают места и степень ненормального нагрева, биения, вибрации деталей, вязкость, липкость жидкости.
Обонянием определяют по характерному запаху течь бензина, электролита, короткое замыкание электропроводки и др.
Инструментальные методы предусматривают измерения параметров технического состояния с использованием диагностических средств.
По физическому принципу или процессу инструментальные методы диагностирования делятся на: энергетические, пневмогидравлические, тепловые, виброакустические, спектрографические, оптические и др.
Каждый метод предназначен для измерения показателя определенного физического процесса. Классификация по использованному физическому процессу позволяет наиболее полно выявить возможности, техническую характеристику соответствующего метода диагностирования. Процесс характеризуется изменением физической величины во времени; например в основе энергетического процесса лежат физические величины — сила, мощность; пневмогидравлического — давление; теплового—температура; виброакустического — амплитуда колебаний на определенных частотах и т.д.
По характеру измерения параметров инструментальные методы диагностирования машин подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые методы основаны на измерении структурных параметров технического состояния непосредственно прямым измерением: зазоров в сопряжениях, прогиба ременных и цепных передач, размеров деталей, значения регулировочных параметров, усталостные, коррозионно-усталостные, термической усталости, ползучести, термические и коррозионные поражения (сплошные, точечные, язвенные, ножевые, расслаивающие) и т. д.
Часто этими методами пользуются для оценивания состояния узлов и деталей, являющихся составными частями машин и механизмов, а также трубопроводов и конструкций.
При этом решаются две задачи диагностирования: контроль работоспособности и поиск дефектов.
Одним из эффективных способов поддержания высокой надежности конструкции является применение при производстве, использовании по назначению и ремонте, диагностирования методами неразрушающего контроля: магнитопорошковыми, капиллярными, электромагнитными (вихретоковыми), акустическими, радиационными, оптическими.
Косвенные методы основаны на определении параметров технического состояния агрегатов машин по диагностическим (косвенным) параметрам рабочих процессов (динамика изменения давления впрыска в топливопроводе дизеля, процессы в системе зажигания) или сопутствующих процессов (тепловое поле, шумы, виброакустические процессы). Косвенные методы основываются на измерении значений непосредственно физических величин, характеризующих техническое состояние механизмов, систем и агрегатов машин: давления, перепада давлений, температуры, перепада температур в рабочем теле системы, расхода газа, топлива, масла, параметров вибрации составных частей машин, ускорения при разгоне двигателя и др.
Косвенные методы могут быть реализованы при использовании кинематического, виброакустического, пневматического методов.
Вопросы для самопроверки
1.Дайте определение понятию техническая диагностика.
2. Дайте определение понятию процесс технического диагностирования.
3. Что такое метод диагностирования?
4. Что такое алгоритм диагностирования?
5. Что такое диагностический признак?
6. Какие существуют виды технического состояния объекта диагностирования?