Многие, кто пристально изучал Постмодерн, обратил внимание, что в его рамках идёт не просто отказ от какой-либо глубины, а преднамеренное навязывание крайне плоского и примитивного взгляда на мир и процессы в нём происходящие. Данная черта тут тоже является прямым следствием загнивания философии Модерна.
Модерн "погорел", в частности, на том, что выстраивал чисто механистическую картину мира. Мир оказался сложнее.
В основе Модерна лежит вполне конкретная Картезианская парадигма с идеей чисто ньютоновской механики. Эту же самую механику также чисто механически перенесли и на общество, тем самым отрезав всю глубину. При этом был забыт один из рифов очень многих естественнонаучных теорий - для изучения того или иного предмета, часто требуется некоторая его идеализация для "чистоты эксперимента". Идеализация требует замораживания, фиксации некоторых свойств изучаемого объекта. Эти свойства, в реальности, составляют уже свою систему, сложным образом взаимодействующую с изучаемым объектом. То есть могут оказаться не константами а переменными с очень сложным комплексом взаимосвязей.
|
|
Увы, это общая ловушка - объект изучают, а про сложность системы забывают.
Главной фиксацией такого рода в Модерне оказалась человеческая природа.
Эта фиксация, по моему мнению, практически полностью была предопределена философией кальвинистской ветви протестантизма с его идеей предопределения, полагающей представление о человеке как об изначально неисправимо испорченном существе. Это означало, что если невозможно исправить суть человека, если его самого невозможно усовершенствовать, то невозможно усовершенствовать общество. А раз невозможно усовершенствовать общество, то нужно ужесточить государство, для удержания людей на некоем "приличном" уровне, чтобы сделать жизнь в обществе приемлемой.
Логично, что скомпенсировать эти "зверские" недостатки человека, возможно только совершенствуя среду, в которой обитает человек. Из этого следовала безудержная апологетика технического прогресса, который "накормит, напоит и успокоит" Зверя, сидящего в каждом.
На пути технического прогресса, - западная цивилизация добилась выдающихся результатов. Но, вместе с тем, получен был и противоположный эффект - деградация наличного "человеческого материала".
Уже эта самая деградация формально поставила под сомнение базовый тезис о неизменяемости человеческого существа. Социалистическая революция в России и успешное построение социалистического общества, взлёт гуманизма в СССР фактически добил эту старую идею, предопределив дальнейшую эволюцию Модерна в Постмодерн. Но эта эволюция была не в сторону осознания пластичности человеческой природы и возможности изменения человека к лучшему, а также понимания возможности построения более совершенного и более справедливого общества. Путь СССР было приговором тем, кто стоял во главе Западного общества, так как автоматически предполагал крах их системы. Крах, предполагающий их нисхождение вниз и лишение не только собственности, но и власти, а возможно - и жизни за совершённые ими преступления. Поэтому Запад стал искать свой ответ на путь СССР.
|
|
Первой глобальной попыткой был фашизм во всех его проявлениях. Но после его гибели под ударами Красной Армии и моральной дискредитации во всём мире, стало ясно, что этот путь опасен по ряду причин. Есть риск, что новоявленный диктатор может просто "кинуть" элиту, приведшую его к власти. Кроме того, возникло сильное антифашистское движение на Западе и попытка элит установить там очередную фашистскую диктатуру давала Советскому Союзу мощнейший идеологический козырь и множество добровольных сторонников в странах Запада, что приводило их не только к войне с СССР, но и гражданской войне.
Западная элита поступила очень хитро. Она грамотно использовала энергию протеста, энергию отторжения Зла в народах Запада и мастерски перенацелила её с общего явления (фашизма), на его деталь - "тоталитаризм".
При этом образовалась весьма интересная химера: в верхних, правящих слоях общества, убеждения и культура вполне тоталитарного свойства, сплачивающая эксплуататорские классы в монолит, направленный на поддержание существующих порядков. В нижних слоях - "антитоталитаризм", со сползанием в аморализм, дикий индивидуализм, не позволяющий ни на какой основе соединиться в реальную силу для отвоевания хотя бы части своих прав у "монолитного" эксплуататорского меньшинства. Ведь для соединения в силу необходима как раз та самая Идея, с которой были бы согласны все. Но именно это и было объявлено "тоталитаризмом".
Таким образом, фашизм возродился в новом качестве. Теперь фашизм - реальность высших слоёв Западного общества. Но фашизм ПРОТИВ собственных народов. Для поддержания их в состоянии быдла. Кстати чего активно желает по отношению к нам и наша, россиянская, так называемая "элита".