Понятие и виды договора перевозки

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Как и прежде, договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку для его заключения недостаточно одного лишь соглашения сторон. Необходимо еще и передать (вверить) перевозчику груз. Только с момента передачи груза договор может считаться заключенным. Однако это общее правило не распространяется на договор морской перевозки грузов, который в большинстве случаев имеет характер консенсуального договора.

Поскольку договором предусмотрены права и обязанности обеих сторон, то его следует квалифицировать как взаимны й. Обязанность же грузоотправителя оплатить перевозку свидетельствует о возмездности договора перевозки грузов.

Предмет обязательства перевозчика можно определить как оказание услуги по доставке груза в место назначения и сдаче его получателю. Услуга по перевозке имеет неовеществленный результат, поскольку заключается в самом процессе перемещения груза в пространстве. Этим она коренным образом отличается от работ, которые составляют предмет договора подряда и в результате которых всегда создается новая вещь, она и передается затем в собственность заказчика.

Как правило, договор перевозки носит публичный характер (ст. 426, 789 ГК РФ).

Вопрос о субъектном составе договора перевозки грузов породил среди специалистов большое количество споров по поводу правовой природы договора перевозки грузов. Выделяют три наиболее распространенные точки зрения:

1. сторонником первой из них является В.А. Егиазаров, который считает грузополучателя равноправной стороной договора перевозки грузов наряду с грузоотправителем и перевозчиком, а соответственно сам договор предлагает считать трехсторонним.

2. по мнению Б.И. Пугинского, «по правовым основаниям возникновения обязательство по перевозке груза является не договорным, а составным. Оно образуется из договора и сделки принятия грузополучателем доставленного груза. Последняя, будучи волеизъявлением грузополучателей, носит односторонний характер, однако проистекающие из нее права и обязанности распространяются на грузополучателя, перевозчика и грузоотправителя. Достаточно указать на возможность уступки грузополучателем грузоотправителю (и наоборот) права предъявлять претензии и иски к перевозчику с передачей надлежащих документов».

3. Одним из выразителей наиболее распространенной точкой зрения является В. Витрянский, по мнению которого, к определению правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза оптимально подходит конструкция договора в пользу третьего лица.

В качестве грузоотправителя и грузополучателя могут выступать граждане (например, при перевозке домашних вещей) и юридические лица. Воспользоваться услугами перевозчика на договорной основе вправе и государство.

Виды договоров перевозки:

O реальный договор перевозки груза,

O договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке,

O договор перевозки пассажира,

O договор фрахтования,

O договор об организации перевозок,

O договоры между транспортными организациями.

Реальный договор перевозки грузов может осуществляться буксиром, т.е. путем тяги или толкания вверенного перевозчику буксируемого объекта с грузом, либо с использованием только собственного транспортного средства.

К договорам об организации перевозок относятся договоры на подачу и уборку вагонов и договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей.

13. Основания для заключения договора перевозки на ж\д транспорте.

В качестве доказательства заключения договора перевозки груза закон (ст. 785 ГК РФ) определяет составленную и выданную отправителю груза транспортную. Такой документ подтверждает факт приема груза к перевозке и одновременно является формой договора перевозки груза.

На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из:

O железнодорожной накладной;

O квитанции о приеме груза;

O дорожной ведомости;

O корешка дорожной ведомости.

Накладная составляется грузоотправителем на бланках установленной формы. В настоящее время форму бланков определяет ОАО «РЖД». В ней указываются: грузополучатель, станции отправления и назначения, наименование и масса перевозимого груза; тип вагонов (контейнеров); другие условия договора перевозки грузов.

Все требуемые бланком накладной сведения должны быть внесены грузоотправителем в соответствующие графы компьютерным способом либо на пишущей машинке под копировальную бумагу. Никакие подчистки и помарки не допускаются. В случае изменения сведений грузоотправитель обязан заполнить новый бланк. Не допускается оформлять одним перевозочным документом перевозки грузов:

O скоропортящихся с другими грузами, за исключением грузов, следующих в сопровождении проводника;

O свойства которых не допускают совместной перевозки в одном вагоне;

O требующих соблюдения особых мер предосторожности при перевозке, с теми, которые таких мер не требуют;

O требующих соблюдения санитарных, ветеринарных или других административных правил, с грузами, их не требующими;

O с разными сроками хранения после выгрузки, за исключением выгрузки в местах общего пользования.

Виды накладных:

O повагонная отправка - партия груза по 1 накладной, к-ой достаточно для полной загрузки 1 вагона;

O мелкая отправка - -//- для перевозки к-ой не нужен отдельный вагон;

O маршрутная отправка- -//-, следующая по 1 накладной и по 1 маршруту.

Подписанная накладная предоставляется грузоотправителем в товарную контору станции отправления. В накладной делается сразу отметка о дате вывоза груза. На обратной стороне накладной в левом углу ставится календарный штемпель станции отправления. Именно с этого момента определяется момент приема груза к перевозке.

Квитанция, выданная станцией грузоотправителю в подтверждение груза к перевозке, является одной из трех частей дорожной ведомости. Дорожная ведомость составляется на трех бланках одинаковой формы с одинаковым номером, каждый из которых расположен на отдельном листе. С точки зрения формы документов эти бланки различны лишь своим наименованием — дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза к перевозке. Соответствующие графы бланков для удобства их заполнения через копировальную бумагу расположены в одинаковом порядке и имеют одинаковые размеры. Станция отправления, выдав грузоотправителю квитанцию о приеме груза, корешок дорожной ведомости оставляет у себя. Дорожная ведомость сопровождает груз до станции назначения, где грузополучатель расписывается в получении груза. Дорожная ведомость с распиской грузополучателя хранится на железной дороге назначения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: