По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).
Как и прежде, договор перевозки грузов сконструирован по модели реального договора, поскольку для его заключения недостаточно одного лишь соглашения сторон. Необходимо еще и передать (вверить) перевозчику груз. Только с момента передачи груза договор может считаться заключенным. Однако это общее правило не распространяется на договор морской перевозки грузов, который в большинстве случаев имеет характер консенсуального договора.
Поскольку договором предусмотрены права и обязанности обеих сторон, то его следует квалифицировать как взаимны й. Обязанность же грузоотправителя оплатить перевозку свидетельствует о возмездности договора перевозки грузов.
Предмет обязательства перевозчика можно определить как оказание услуги по доставке груза в место назначения и сдаче его получателю. Услуга по перевозке имеет неовеществленный результат, поскольку заключается в самом процессе перемещения груза в пространстве. Этим она коренным образом отличается от работ, которые составляют предмет договора подряда и в результате которых всегда создается новая вещь, она и передается затем в собственность заказчика.
Как правило, договор перевозки носит публичный характер (ст. 426, 789 ГК РФ).
Вопрос о субъектном составе договора перевозки грузов породил среди специалистов большое количество споров по поводу правовой природы договора перевозки грузов. Выделяют три наиболее распространенные точки зрения:
1. сторонником первой из них является В.А. Егиазаров, который считает грузополучателя равноправной стороной договора перевозки грузов наряду с грузоотправителем и перевозчиком, а соответственно сам договор предлагает считать трехсторонним.
2. по мнению Б.И. Пугинского, «по правовым основаниям возникновения обязательство по перевозке груза является не договорным, а составным. Оно образуется из договора и сделки принятия грузополучателем доставленного груза. Последняя, будучи волеизъявлением грузополучателей, носит односторонний характер, однако проистекающие из нее права и обязанности распространяются на грузополучателя, перевозчика и грузоотправителя. Достаточно указать на возможность уступки грузополучателем грузоотправителю (и наоборот) права предъявлять претензии и иски к перевозчику с передачей надлежащих документов».
3. Одним из выразителей наиболее распространенной точкой зрения является В. Витрянский, по мнению которого, к определению правового положения грузополучателя в договоре перевозки груза оптимально подходит конструкция договора в пользу третьего лица.
В качестве грузоотправителя и грузополучателя могут выступать граждане (например, при перевозке домашних вещей) и юридические лица. Воспользоваться услугами перевозчика на договорной основе вправе и государство.
Виды договоров перевозки:
O реальный договор перевозки груза,
O договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке,
O договор перевозки пассажира,
O договор фрахтования,
O договор об организации перевозок,
O договоры между транспортными организациями.
Реальный договор перевозки грузов может осуществляться буксиром, т.е. путем тяги или толкания вверенного перевозчику буксируемого объекта с грузом, либо с использованием только собственного транспортного средства.
К договорам об организации перевозок относятся договоры на подачу и уборку вагонов и договоры на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей.
13. Основания для заключения договора перевозки на ж\д транспорте.
В качестве доказательства заключения договора перевозки груза закон (ст. 785 ГК РФ) определяет составленную и выданную отправителю груза транспортную. Такой документ подтверждает факт приема груза к перевозке и одновременно является формой договора перевозки груза.
На железнодорожном транспорте комплект перевозочных документов состоит из:
O железнодорожной накладной;
O квитанции о приеме груза;
O дорожной ведомости;
O корешка дорожной ведомости.
Накладная составляется грузоотправителем на бланках установленной формы. В настоящее время форму бланков определяет ОАО «РЖД». В ней указываются: грузополучатель, станции отправления и назначения, наименование и масса перевозимого груза; тип вагонов (контейнеров); другие условия договора перевозки грузов.
Все требуемые бланком накладной сведения должны быть внесены грузоотправителем в соответствующие графы компьютерным способом либо на пишущей машинке под копировальную бумагу. Никакие подчистки и помарки не допускаются. В случае изменения сведений грузоотправитель обязан заполнить новый бланк. Не допускается оформлять одним перевозочным документом перевозки грузов:
O скоропортящихся с другими грузами, за исключением грузов, следующих в сопровождении проводника;
O свойства которых не допускают совместной перевозки в одном вагоне;
O требующих соблюдения особых мер предосторожности при перевозке, с теми, которые таких мер не требуют;
O требующих соблюдения санитарных, ветеринарных или других административных правил, с грузами, их не требующими;
O с разными сроками хранения после выгрузки, за исключением выгрузки в местах общего пользования.
Виды накладных:
O повагонная отправка - партия груза по 1 накладной, к-ой достаточно для полной загрузки 1 вагона;
O мелкая отправка - -//- для перевозки к-ой не нужен отдельный вагон;
O маршрутная отправка- -//-, следующая по 1 накладной и по 1 маршруту.
Подписанная накладная предоставляется грузоотправителем в товарную контору станции отправления. В накладной делается сразу отметка о дате вывоза груза. На обратной стороне накладной в левом углу ставится календарный штемпель станции отправления. Именно с этого момента определяется момент приема груза к перевозке.
Квитанция, выданная станцией грузоотправителю в подтверждение груза к перевозке, является одной из трех частей дорожной ведомости. Дорожная ведомость составляется на трех бланках одинаковой формы с одинаковым номером, каждый из которых расположен на отдельном листе. С точки зрения формы документов эти бланки различны лишь своим наименованием — дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза к перевозке. Соответствующие графы бланков для удобства их заполнения через копировальную бумагу расположены в одинаковом порядке и имеют одинаковые размеры. Станция отправления, выдав грузоотправителю квитанцию о приеме груза, корешок дорожной ведомости оставляет у себя. Дорожная ведомость сопровождает груз до станции назначения, где грузополучатель расписывается в получении груза. Дорожная ведомость с распиской грузополучателя хранится на железной дороге назначения.