Фрахтователь имеет право не принимать судно до тех пор, пока оно не будет приведено в мореходное состояние, иначе фрахтователь имеет право расторгнуть договор. Понятие мореходности судна включает и его укомплектованность квалифицированным экипажем. В необходимых случаях в чартер вносится условие о том, что перевозчик должен обеспечить на судне водонепроницаемые крышки люков. Если немореходность судна выявилась в рейсе и привела к утрате или порче груза, либо к задержке в его доставке, то судовладелец должен доказать, что дефект судового оборудования, который вызвал немореходность, появился уже после выхода в рейс.
Фрахтовщик обязан надлежащим образом разместить груз согласно грузовому плану, который утверждается капитаном судна. При приеме груза обязанностью перевозчика является выдача фрахтователю коносамента.
Основной обязанностью перевозчика является доставка груза в установленные сроки. Перевозчик обязан в пути следования проявить надлежащую заботу о сохранности груза.
|
|
Судовладелец обязан указать в чартере грузовместимость Неисполнение этой обязанности влечет право требования фрахтователем с грузовладельца возмещения убытков в том случае, если в результате правонарушения он не сможет погрузить на судно весь груз. Грузовместимость является одной из важнейших характеристик договора фрахтования. Наряду с этим большое значение имеет грузоподъемность судна — максимальный вес груза в тоннах, который разрешаете погрузить на судно.
Одной из особенностей чартера является то, что перевозчик не имеет право использовать отфрахтованное судно (или помещения) для других, даже попутных перевозок, если это не согласовано с фрахтователем.
В большинстве случаев фрахтователь принимает на себя обязанность по погрузке или разгрузке судна. Однако до этого момента он должен подготовить его соответствующим образом к отправке и предъявить к перевозке в установленный срок. На каждую подготовленную к отправке партию груза грузоотправитель передает перевозчику погрузочный ордер, в котором содержатся наименование отправителя, место назначения груза, наименование получателя, условие оплаты фрахта и других причитающихся платежей перевозчику.
Фрахтователь обязан оговорить специальные свойства предъявляемого к перевозке груза.
Фрахтователь обязан уплатить провозную плату — фрахт. Чаще всего по соглашению сторон устанавливается фрахтовая ставка за единицу груза. Оплата может быть произведена либо непосредственно перед отправлением судна, либо через обусловленное количество дней после подписания коносамента.
|
|
Перевозчик в течение срока договора сохраняет за собой контроль и управление работой судна.
В чартере детально оговариваются права и обязанности сторон на случай любых возможных отклонений реальных условий рейса от согласованных в чартере, а именно: отсутствие необходимого количества груза, неготовность судна, его прибытие в порт погрузки ранее установленного срока, простой судна в ожидании причала, задержка судна или досрочное окончание грузовых работ, различные форс-мажорные обстоятельства.
Согласно КТМ РФ допускается уступка прав по чартеру. При перевозке груза по чартеру фрахтователь вправе с согласия перевозчика уступать свои права по договору морской перевозки груза третьим лицам. Фрахтователь, а также третье лицо, которому он уступил свои права, несет перед перевозчиком солидарную ответственность за неисполнение договора морской перевозки груза. Такая уступка может быть совершена лишь в форме, предусмотренной для первоначального обязательства, т.е. в письменной форме.
Ответственность сторон. Перевозчик несет ответственность за порчу, утрату или задержку доставки груза. Он также несет все коммерческие риски, связанные с простоем судна на рейсе, если они произошли не по вине фрахтователя (метеопричины, праздники), риски увеличения портовых расходов и цен на топливо и снабжение (по сравнению с расчетными на момент заключения чартера), риски гибели и повреждения судна, кроме тех случаев, когда это произошло по вине фрахтователя или его служащих.
В частности, фрахтовщик отвечает за любой ущерб, который был нанесен грузу из-за некачественной укладки, крепления, а также нарушения правил по вентелированию трюмов или невыполнения специальных инструкций фрахтователя в части обеспечения сохранности груза.
По общему правилу вина перевозчика презюмируется. Однако, если груз сопровождался проводником отправителя либо прибыл на место за исправными пломбами отправителя груза или в исправной таре бремя доказывания возлагается на отправителя или получателя.