Грамматика

УРОК 1

1-дгч кичәл

Эн ширә. Эн дегтр. Эн үзг. Эн номт. Эн ноха. Эн девтр. Эн хувцн. Эн билцг Тер сандл. Тер цаасн. Тер харнда. Тер оютн. Тер гөрəсн. Тер киилг. Тер цегдг. Тер сиик.
- Эн ширә й? - Ээ. Эн ширә. - Тер бичəч ий? - Ээ. Тер бичəч. - Эн девл ий? - Ээ. Эн девл. - Тер hосн ый? - Ээ. Тер hосн. - Эн сандл ый? - Биш. Эн сандл биш, эн ширə. - Тер тосхач ий? - Биш. Тер тосхач биш, тер эмч. - Эн бүшмүд ий? - Биш. Эн бүшмүд биш, эн девл. - Тер номт ый? - Биш. Тер номт биш, тер оютн.
Эн сурhульч ий, оютн ый? – Эн сурhульч. – Тер зарhч ий аль эмч ий? – Тер эмч. Эн махла й, альчур ий? – Эн махла биш, эн альчур. – Тер үзг ий эс гиҗ харанд ай? – Тер харнда биш, тер үзг.
Эн кем б? – Эн зурач. – Тер кем б? – Тер тəмрч. – Эн көвүн кем б? – Эн көвүн багш. Эн юм б? – Эн ноха. – Тер юм б? – Тер туула. – Тер күүкн кем б? – Тер күүкн сурhульч.

Новые слова

Шин үгмүд

1. эн [en’Ù] (мест.) этот, эта, это (близкое в пространстве или во времени)
2. ширә [š’ir’æ] (сущ.) стол; трон
3. тер [t’er’Ù] (мест.) тот, та, то (отдаленное в пространстве или во времени)
4. сандл [sandÙl] (сущ.) cтул
5. дегтр [d’ek’tÙr] (сущ.) книга
6. цаасн [ca:sÙn] (сущ.) бумага; документы
7. үзг [üz’Ùk] (сущ.) 1. буква; 2. ручка; 3. сторона
8. харнда [xarÙnda] (сущ.) карандаш
9. номт [nomtÙ] (сущ.) ученый
10. оютн [ojutÙn] (сущ.) студент
11. ноха [noxa] (сущ.) собака
12. гөрəсн [g’ör’æs’Ùn] (сущ.) сайгак
13. девтр [d’ef’tÙr] (сущ.) тетрадь
14. киилг [[k’i:l’Ùk] (сущ.) рубашка
15. хувцн [xufcÙn] (сущ.) одежда
16. цегдг [c’ek’dÙk] (сущ.) сарафан
17. билцг [b’il’cÙk] (сущ.) кольцо
18. сиик [s’i:kÙ] (сущ.) серьги
19. ээ [e:] (част.) да
20. биш [b’išÙ] (част.) нет, не
21. бичəч [b’ičæčÙ] (сущ.) писатель
22. тосхач [tosxačÙ] (сущ.) строитель
23. эмч [em’čÙ] (сущ.) врач
24. девл [d’ev’Ùl’] (сущ.) шуба
25. бүшмүд [b’üš’m’üt] (сущ.) платье, бешмет
26. hосн [hosÙn] (сущ.) сапоги
27. сурhульч [surγul’čÙ] (сущ.) ученик
28. махла [maxla] (сущ.) шапка
29. альчур [ al’čur] (сущ.) платок
30. зарhч [zarҳčÙ] (сущ.) судья, юрист
31. кен [ k’en] (мест.) кто
32. зурач [zuračÙ] (сущ.) художник
33. юн [jun] (мест.) что
34. тəмрч [t’æm’ÙrčÙ] (сущ.) спортсмен
35. туула [tu:la] (сущ.) заяц
36. көвүн [k’öv’ün] (сущ.) мальчик, юноша; сын
37. багш [bakšÙ] (сущ.) учитель
38. күүкн [k’ü:k’Ùn] (сущ.) девочка, девушка; дочь

Имена собственные

Эврә нерд

1. Лиҗ [l’ižÙ] Лиджи
2. Булhн [bulγÙn] Булгун
3. Нимгр [n’imgÙr] Нимгир

Грамматика

Келн зү

1. Указательные местоимения эн, тер.

В современном калмыцком языке есть два местоимения, указывающие на предмет: эн, тер. В сочетании с последующим существительным местоимение эн указывает на предмет, расположенный вблизи говорящего. Местоимение тер указывает на отдаленный в пространстве и/или во времени предмет.

Например: Эн махла (Это шапка).

Тер дегтр (То книга).

2. Порядок слов в простом предложении.

В калмыцком языке, в отличие от русского, существует фиксированный порядок слов в предложении. Подлежащее всегда предшествует сказуемому, которое завершает предложение.

Например: Эн дегтр (Это книга).

Тер ширə (То стол).

Интонация утвердительного предложения: ∙ ∙ ∙ ╮.

3. Образование общего вопроса в простом предложении.

Общий вопрос требует либо утвердительного, либо отрицательного ответа. В безглагольном предложении он образуется путем присоединения частицы - й, -ий(-ый) к слову, на которое направлен вопрос.

Частица - й присоединяется к слову, заканчивающемуся на гласный звук (ширә – ширә й; ноха – ноха й).

Частица - ий присоединяется к слову, заканчивающемуся на согласный или неясный гласный звук (дегтр – дегтр ий; багш – багш ий).

Вариант - ый присоединяется к слову, заканчивающемуся на твердые согласные звуки: [l], [n], [d], [t] +/– неясный гласный (сандл – сандл ый; о ютн – оютн ый; хад – хад ый; номт – номт ый).

Например: Эн харнда й (Это карандаш)?

Эн багш ий (Это учитель)?

Тер оютн ый (То студент)?

Интонация общего вопроса: ∙ ∙ ∙ ╯?

4. Отрицание в калмыцком языке.

Одним из способов отрицания в безглагольном предложении является частица биш, которая ставится после отрицаемого слова при полном ответе на вопрос. Также возможен и краткий ответ, содержащий только частицу биш.

Например: – Тер цаасный (То бумага)?

– Тер цаасн биш, тер дегтр (То не бумага, то книга).

– Тер цаасный (То бумага)?

Биш, тер дегтр (Нет, то книга).

5. Альтернативный вопрос.

Альтернативный вопрос предлагает слушающему сделать выбор из предложенных вариантов. Образуется, как и общий вопрос, путем присоединения частиц -й, -ий(-ый) к словам, на которые направлен вопрос. Альтернативный вопрос также может образовываться при помощи разделительных союзов аль, эс гиҗ (или).

Например: Эн оютн ый, бичəч ий (Это студент, писатель)?

Эн бүшмүд ий аль девл ий (Это платье или шуба)?

Тер альчур ий эс гиҗ махла й (То платок или шапка)?

Интонация альтернативного вопроса: ∙ ∙ ∙ ∙ ╯∙ ∙ ╯?

6. Образование специального вопроса в безглагольном простом предложении.

Специальный вопрос, заданный с целью получения конкретной информации, образуется с помощью вопросительных местоимений типа кен (кто), юн (что) и присоединяемой к ним вопросительной частицы -в/-б. Частица -в/-б также может присоединяться к слову, на которое направлен вопрос. Если слово оканчивается на согласный , то частица преобразуется в , а согласный превращается в .

Например: Эн* юн сандл в (Это что за стул)?

Тер ю мб (То что)?

Эн* көвүн ке мб (Кто этот юноша)?

Эн юн күүк мб (Это что за девушка)?

Интонация специального вопроса: ∙ ∙ ∙ ╯?

*В предложении слово, оканчивающееся на неясный гласный, сохраняет этот неясный гласный в потоке речи, если занимает позицию одного из главных членов предложения (подлежащее или сказуемое).

Например: Эн юн сандл в [ en’Ù jun sandÙlvÙ](Это что за стул)?

Если слово, оканчивающееся на неясный гласный, не является главным членом предложения, то оно теряет этот неясный гласный в потоке речи.

Например: Эн көвүн ке мб [ en k’öv’ün k’em’bÙ](Кто этот юноша)?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow