Четвертая республика

В октябре 1945 г. де Голль провел референдум о созыве Учредительного собрания. Референдум дал положительный результат, но выборы принесли успех коммунистам, социалистам и Католической партии МРП. Пытаясь сохранить имидж общенационального лидера, де Голль отказался от прямой дискуссии с оппонентами и от организационной консолидации собственного движения, тем самым упустив инициативу. Уже в декабре 1945 г. в знак протеста против вмешательства Учредительного собрания в политику Временного правительства де Голль демонстративно ушел в отставку.

Новое правительство, образованное тремя названными партиями, выдвинуло в мае 1946 г. на референдум проект конституции парламентской республики с преобладанием органов представительной власти, но референдум дал отрицательный результат. Лишь активизация голлистского движения заставила коалиционное правительство преодолеть разногласия. Референдум в октябре 1946 г. утвердил новый вариант конституции, которая учредила во Франции режим Четвертой республики.

Основным органом государственной власти становился двухпалатный парламент, состоящий из Национальной Ассамблеи и Совета Республики. В стране создавалась парламентская система с преобладанием нижней палаты – национальной Ассамблеи. Появилась возможность представительства в парламенте даже небольших политических движений и групп, что рассматривалось ведущими партиями как важнейшая гарантия демократии и залог учета интересов всех политических сил и групп населения. В отличие от традиций Третьей республики нижняя палата являлась абсолютно главенствующим органом парламента. Национальная Ассамблея признавалась единственным законодательствующим органом, который не мог никому делегировать свои законодательные полномочия. Она имела исключительные прерогативы в бюджетно-финансовой области, вопросах ратификации и денонсации международных договоров, объявления войны. Национальная ассамблея избиралась по пропорциональной системе в составе 627 депутатов.

Совет Республики составляли 320 депутатов, избиравшиеся на шесть лет коммунами и департаментами на основе косвенных выборов (через коллегию выборщиков), с обновлением на ½ в три года. Полномочия верхней палаты по сравнению с сенатом Третьей республики были сведены до минимума. Совет республики был наделен лишь совещательными функциями в области законотворчества, и его рекомендации не были обязательными для Национальной Ассамблеи. С формально-правовой точки зрения в образовании верхней палаты не было большого смысла. Однако помимо дани традициям авторы конституции учли мнение патроната, оказавшего огромное влияние на политическую жизнь в регионах. Учреждение Совета республики с характерным для него порядком избрания стало шагом навстречу этой части политической элиты Франции.

Конституция закрепила полномочия президента как главы государства, но ограничила их представительскими функциями. В отличие от конституции Третьей республики, президент был лишен права роспуска нижней палаты, назначения по своему выбору высших должностных лиц. Любые акты президента требовали контрассигнации председателя кабинета и одного из министров. Избрание президента на семь лет стало совместной прерогативой Национальной Ассамблеи и Совета Республики. Исполнительная власть вручалась Совету министров во главе с его председателем. Председатель назначался по представлению президента, министры – по представлению президента или председателя. В обоих случаях назначение могло производиться только после вынесения вотума доверия со стороны Национальной Ассамблеи. Деятельность правительства была поставлена под полный контроль нижней палаты. В случае принятия абсолютным большинством голосов депутатов резолюции порицания, а также в случае провала важного правительственного законопроекта кабинет должен был уйти в отставку. Правительство могло распустить парламент только после двух правительственных кризисов подряд.

Конституция сохранила прежнюю судебную систему и местное управление, подчиненное строгому контролю со стороны правительства. Для руководства судами создавался Высший совет магистратуры, председателем которого являлся президент. Совет ведал вопросами назначения и продвижения судей. Полномочия по изменению и отмене конституции не были предоставлены парламенту. Конституционная власть доверялась либо Учредительному собранию, либо осуществлялась на основе референдума. Ограниченные функции конституционного контроля предоставлялись создаваемому впервые Конституционному комитету в составе президента, председателей обеих палат парламента и ежегодно сменяемых представителей палат. В качестве координирующих органов создавались также Собрание Французского Союза и Экономический совет.

Экономические итоги мировой войны. Послевоенная национализация. Политика, проводимая правящими кругами Франции во второй половине 30-х гг., привела страну к военной катастрофе. В июне 1940 г. Франция капитулировала и ее экономика была поставлена на службу фашистской Германии. Национальная финансовая олигархия вступила на путь коллаборационизма. В стране была создана система концентрационных лагерей, свыше 700 тыс. французов фашисты вывезли в Германию на каторжные работы.

Война и четырехлетняя оккупация нанесли Франции значительный ущерб, оцениваемый в 1440 млрд франков. Людские потери составили 1100 тыс. человек. Почти на 70 % сократилось промышленное производство, его структура была архаичной, длительное время не обновлялся машинный парк. Вдвое по сравнению с 1938 г. уменьшилась продукция сельского хозяйства, страна лишилась торгового и военного флота. По официальным данным, было разрушено 2100 тыс. зданий, 195,5 тыс. промышленных предприятий, 253 тыс. крестьянских хозяйств. Из 101 доменной печи функционировало лишь 7. Добыча угля упала в 4 раза. Стоимость франка снизилась по сравнению с довоенной в 6 раз. Более 100 тыс. мелких промышленных и торговых предприятий обанкротилось. Страна испытывала острую нехватку промышленного оборудования, сырья, продовольствия, полностью нарушенной оказалась транспортная система. Материальное положение народа резко ухудшилось, примерно 3/4 населения городов недоедало. В результате национализации в странах Восточной Европы и уплаты Францией военных долгов были окончательно подорваны ее позиции мирового ростовщика. Заграничные капиталовложения страны по отношению к довоенным сократились наполовину, а по сравнению с 1913 г. — в 10 раз. Еще в ходе войны начался распад Французской колониальной империи: независимости добились Индокитай, Сирия и Ливан.

Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Вся полнота власти была сосредоточена в руках Временного правительства во главе с Ш. де Голлем, которое было сформировано 30 августа 1944 г. В стране был установлен временный режим, просуществовавший до принятия Конституции Четвертой республики осенью 1946 г. В состав правительства вошли представители ряда партий, в том числе коммунистов и социалистов, отражавших противоречивые интересы различных слоев французского общества. Это предопределило столкновение политических сил в решении вопросов государственного устройства, структурных реформ экономики и создания системы социального обеспечения. Франция фактически оказалась перед выбором пути своего дальнейшего развития.

Однако ни у правительства, ни среди предпринимательских кругов не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области. Так, министр экономики радикал П. Мендес-Франс предлагал с целью предотвращения инфляции заморозить заработную плату и цены, а также одновременно блокировать банковские счета и приступить к принудительному обмену банкнот. Министр финансов Р. Плевен разработал проект, основой которого являлся выпуск крупного внутреннего займа, призванного спасти военные прибыли. Коммунисты, у которых были сильные позиции ввиду их активного участия в движении Сопротивления, важнейшими задачами считали проведение национализации и создание системы социальной защиты населения.

Вокруг проблемы национализации развернулась острая политическая борьба, которая закончилась компромиссом. На протяжении 1945 — 1947 гг. были национализированы такие отрасли, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское судоходство, воздушный транспорт, автомобильные заводы фирмы «Рено», центральное эмиссионное учреждение — Французский банк, четыре крупнейших депозитных банка, сберегательные кассы, страховые компании. В общей сложности национализация охватила примерно 20 % производственных мощностей страны. Для управления национализированными предприятиями, большинство которых ранее принадлежало коллаборационистам, создавались административные советы с участием представителей рабочих. Были расширены и права фабрично-заводских профсоюзных комитетов, получивших возможность контролировать вопросы найма и увольнения рабочих, условия труда и обеспечения рабочих жильем.

В то же время монополиям удалось добиться значительной компенсации за национализированные предприятия, в большинстве случаев убыточные. Не имели права на компенсацию лишь собственники национализированных предприятий, сотрудничавшие с оккупантами. Полученные средства были вложены в наиболее передовые и рентабельные отрасли.

Как и в других капиталистических странах, национализация во Франции не коснулась всех основных отраслей промышленности и не меняла существа капиталистической экономики. По своему экономическому содержанию она означала переход от частной собственности к государственно-монополистической, представляя собой крупный шаг в развитии государственно-монополистического капитализма. Национализация в известной степени способствовала ограничению господства монополий.

Немаловажные результаты в первый послевоенный период были достигнуты в области социального законодательства. Так, был принят закон о восстановлении 40-часовой рабочей недели; работа свыше 40 ч в неделю считалась сверхурочной и оплачивалась по повышенным расценкам. Вновь вводились двухнедельные оплачиваемые отпуска для рабочих и трехнедельные — для служащих. Номинальная заработная плата работников промышленности и торговли к лету 1946 г. выросла на 80 %, сельскохозяйственных рабочих — на 25 %. Размеры пенсий и семейных пособий увеличились от 80 до 130 %. Была создана единая государственная система социального страхования, распространявшаяся на всех лиц наемного труда, кроме занятых в сельском хозяйстве. Они получали право на пенсии по старости с 65 лет и по инвалидности. С целью стимулирования рождаемости вводилась система семейных пособий. Средства социального страхования составлялись из взносов рабочих и служащих (6 % от заработка) и отчислений капиталистов (10 % от фонда заработной платы). Этими средствами распоряжались страховые кассы, правление которых избиралось теми, кто пользовался системой социального страхования.

На всех предприятиях и в учреждениях, насчитывавших свыше 50 рабочих, создавались «комитеты предприятий», которые состояли из представителей администрации, рабочих, инженеров и техников. Они имели консультативные функции и занимались главным образом условиями труда и быта на предприятиях. В это же время были сделаны первые шаги по строительству дешевых жилищ для трудящихся.

Некоторые льготы вводились и для работников сельского хозяйства. В 1946 г. была увеличена доля издольщика с 50 до 66 % урожая. Правительство предоставляло ссуды крестьянам, хозяйства которых пострадали от военных разрушений, а также ссуды на обзаведение хозяйством для молодых крестьян. Престарелые крестьяне получили право на пенсию.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промышленность. Это позволило ускорить темпы промышленного производства страны и летом 1947 г. достигнуть его довоенного уровня (в сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.). В январе 1948 г. была проведена девальвация франка, в результате чего его золотое содержание было понижено на 44 %.

В мае 1947 г. под предлогом голосования министров-коммунистов против доверия правительству они были удалены из состава правительственной коалиции. Процесс национализации был приостановлен, и 28 июня 1948 г. в Париже было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Францией и Соединенными Штатами Америки, ознаменовавшее собой начало действия во Франции «плана Маршалла». До удаления коммунистов из правительства администрация США не считала возможным оказывать систематическую поддержку Франции.

Согласно «плану Маршалла» Франция в течение ряда лет получала от США продукты, вооружение и крупные денежные субсидии. С апреля 1948 г. по октябрь 1951 г. они составили 2458 млн дол., а к 1958 г. общая помощь Соединенных Штатов Франции достигла 12 млрд дол. Основными потребителями американских кредитов оказались металлургические и химические тресты, автомобильные компании. Значительная часть этой суммы была использована для импорта новейшего оборудования, что в дальнейшем благоприятно сказалось на развитии промышленного производства страны.

Следует, однако, иметь в виду, что с этого времени французская экономика оказалась в зависимости от американских кредиторов, которые получили возможность оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику Франции. Правительство предоставило США право определять, какие отрасли промышленности и сельского хозяйства следует считать «экономически рациональными». Американские монополии получили свободный доступ к сырьевым источникам Франции и ее колоний, а такие компании, как «Стандард ойл», «Дженерал электрик», «Форд», «Крайслер» и др. получили благоприятную возможность для скупки французских предприятий и создания во Франции своих филиалов и дочерних фирм. VIII статья соглашений обязывала французское правительство давать «информацию о своей экономике и любую другую информацию». США получили право контролировать французский экспорт и импорт.

Таким образом, после окончания Второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. Франция присоединилась к «плану Маршалла», что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: