Франция (1945 - 1990-е гг.)
План:
1. Итоги Второй мировой войны.
2. Четвертая республика во Франции.
3. Франция в 1950-60-е гг. Политика голлизма. Основные направления экономической политики и хозяйственного развития в 50-60-е гг.
4. Франция в 70-80-е гг.
5. Франция в 90-е гг.
Франция после Второй мировой войны. Временный режим.
Окончание Второй мировой войны подвело черту под одним из наиболее тяжелых периодов в истории Франции.
После освобождения Франции политическая ситуация в стране оставалась чрезвычайно сложной. Война расколола французскую нацию. С правительством Петена сотрудничали большинство представителей государственной бюрократии, значительная часть предпринимателей. Аграрную и семейную политику вишистов широко поддерживали крестьяне, а многие военные отказались в 1940 г. последовать призыву де Голля и выступить против формально законного правительства. После освобождения Франции более 190 тыс. французов были обвинены в коллаборационизме, из них около 100 тыс. приговорены к лишению свободы или поражению в правах.
Крах режима Виши разрушил властные структуры, возникшие в военный период, а также ликвидировал последние остатки конституционной системы Третьей республики. Де Голль предпринял решительные шаги по предотвращению дальнейшей политической децентрализации. Под его руководством было организовано Временное правительство. Воссоздавалась система префектур и муниципалитетов. Национализация крупнейших угольных шахт, машиностроительных предприятий, торгового флота и гражданской авиации, нефтеперерабатывающего комплекса позволили в кратчайшие сроки ликвидировать «вакуум власти» и нормализовать жизнь в стране.
Большинство партий послевоенной Франции оказалось неразрывно связано с традициями Сопротивления. Но их идеологические ориентиры, программные установки, электоральная база были исключительно разнообразны. Пик популярности переживала коммунистическая партия. В начале 1945 г. её численность составила 500 тыс. человек, в 1946 г. – уже около 900 тыс. человек. Лидеры ФКП Морис Торез и Жак Дюкло, отказавшись от «принципиальной оппозиции», сделали ставку на вовлечение коммунистов в систему парламентской демократии. Достаточно прочными оставались позиции Объединенной социалистической партии (СФИО)
Её руководство во главе с Л. Блюмом было готово к тесному сотрудничеству с ФКП. Но в 1946 г. с приходом на пост генерального секретаря Ги Молле в СФИО усилились антикоммунистические настроения. Новое руководство СФИО выступило в поддержку принципа атлантической солидарности, за сохранение военно-политического присутствия на территории колоний. Концепция «демократического социализма» начала трактоваться как «нейтральная идеология», призванная служить консолидации всего общества, а не провоцировать классовый антагонизм.
Новой массовой демократической партией стало Народно-республиканское движение (МРП), актив которого составили участники разнообразных некоммунистических групп Сопротивления. Лидером МРП стал директор радио «Свободная Франция» М. Шуман. На Учредительном съезде МРП в 1944 г. было заявлено, что целью партии является «установление политической, экономической и социальной демократии, соблюдение прав личности и гражданских свобод, обеспечение главенства труда над капиталом, личных заслуг над привилегиями». МРП выступала за радикальное обновление государственного строя путем «революции закона». В дальнейшем в деятельности МРП появились и конфессиональные мотивы, хотя никаких контактов с католической церковью партия не имела.
Еще одной партией, вышедшей из движения Сопротивления, стал Демократический и Социальный Союз Сопротивления (ЮДСР). В отличие от ФКП, СФИО и МРП он не имел разветвленной региональной структуры и представлял собой классическую парламентскую партию. В руководстве ЮДСР выделилось три течения. Одно из них составили сторонники де Голля во главе с Ж. Сустелем, А. Френе, Р. Капитаном. Вокруг председателя партии Рене Плевена объединились сторонники умеренного курса, выступавшие за формирование широкой центристской коалиции и сохранение традиций французской парламентской демократии. Лидер Национального движения военнопленных и узников концлагерей Франсуа Миттеран возглавил левое крыло ЮДСР, выступавшее за создание некоммунистического левоцентристского блока.
Партия радикалов и радикал-социалистов переживала период внутреннего раскола. Левые радикалы, возглавляемые Э. Фором, настаивали на возвращении к стратегии народного фронта. Правое крыло во главе с Л. Мартино-Депла и А. Морисом, напротив, придерживались жесткой антикоммунистической позиции. Под его влиянием в партийной программе радикалов закрепились идеи экономического либерализма, неоколониальной политики и атлантизма. Центристская группа радикалов (так называемая валуазийская – по названию улицы Валуа в Париже) сохраняла традиции довоенного движения радикалов и отстаивала конституционные принципы Третьей республики.
Преемником довоенной «либеральной правой» стали группировки «умеренных». Выходцы из Демократического альянса и Республиканской федерации Ж. Ланьель, П. Жакино, А. Шарпантье создали Республиканскую партию свободы (РПЛ), отстаивавшую идеи парламентской демократии, отказа от государственного дирижизма, налаживания диалога предпринимателей и рабочих, сохранения французской колониальной империи и проведения атлантического курса на международной арене. Много известных политиков Третьей республики оказалось в составе группы «независимых республиканцев». Её возглавили П. Рейно, Р. Коти, А. Пинэ. Программные установки «независимых» основывались на идеях «ответственности индивида», «традиционных свобод», ограничения дирижизма. Одновременно «независимые» пытались выступать за осуществление широкого комплекса реформ, призванных обеспечить справедливый социальный порядок и национальную солидарность. «Независимые» поддерживали идею конституционной реформы. К «умеренным» тяготела Крестьянская партия социального действия. Её руководители П. Антье, К. Лоран, Ж. Барду выступали в защиту экономических и социальных интересов крестьянства, за укрепление либерального характера экономики, отказ от дирижизма, сохранение духовных ценностей католицизма, системы религиозного воспитания и образования.
Особняком в формирующемся партийном спектре держались голлисты. Они критиковали саму попытку воссоздать «режим партий», приведший Францию к катастрофе. Де Голль предпочитал пока не выдвигать развернутую программу социально-экономических преобразований. Его главной целью было возрождение французского государства, осуществление радикальной конституционно-правовой реформы, основанной на концентрации власти и возрождения «Величия Франции». Парадоксальным образом голлизм оказался чрезвычайно близок по социальной базе к своенму недавнему противнику – вишистскому режиму. Поэтому, несмотря на личный авторитет де Голля, для развертывания массового националистического движения требовалось время.
Задача по формированию нового конституционного строя была поставлена ведущими политическими силами еще до окончания Второй мировой войны. Председатель Временного правительства генерал де Голль считал, что этот вопрос должен решаться при самом непосредственном участии всех французских граждан. В октябре 1945 г. был проведен референдум, по результатам которого было принято решение о выборах Учредительного собрания, наделение его полномочиями по разработке новой конституции и вынесении этого проекта на новый общенациональный референдум. Выборы принесли успех партиям, активно использующим «политический капитал» Сопротивления. Коммунисты получили 25,4 % мест в Учредительном собрании, объединившиеся в альянс с ЮДСР социалисты – 24 %, МРП – 23,6 %. Радикалы и «умеренные» потерпели поражение, получив 10,8 % и 15 % мест. Но и в такой ситуации де Голль не утратил возможность контролировать Временное правительство. К началу 1946 г. он уступил свой пост социалисту Ф. Гуэну.
Конституционная комиссия, включившая представителей левоцентристских партий, подготовила к апрелю 1946 г. проект новой конституции. Он предполагал создание классического режима парламентской демократии, в том числе пропорциональной системы избирательного права, однопалатного парламента, избирающего президента и председателя совета министров. Конституция должна была гарантировать базовые социальные и экономические права граждан. Преамбула особо подчеркивала возможность национализации «всякого имущества, эксплуатация которого имеет общественное значение или характер монополии». Проект конституции был одобрен Учредительным собранием, но в мае 1946 г. был отклонен на референдуме («против» проголосовали 51,6 % граждан). Потребовались выборы второго состава Учредительного собрания, где наибольшую фракцию образовало МРП (28,1 %). ФКП получила 26,4 %, СФИО – 21,1 %. Компромисс между этими партиями позволил быстро завершить работу над новым проектом конституции и утвердить его на референдуме 13 октября 1946 г. «За» высказались 53,1 % участников. С 24 декабря 1946 г. конституция Четвертой республики вступила в силу.