II. Запас слов и выражений

Чтобы понимать читаемую литературу, необходимо овладеть определенным запасом слов и выражений. Для этого рекомендуется регулярно читать на французском языке учебные тексты, газеты и оригинальную литературу по специальности.

Работу над закреплением и обогащением лексического запаса рекомендуем проводить следующим образом:

1. Для работы со словарем выучите французский алфавит, а также ознакомьтесь по предисловию с построением данного словаря и с системой условных обозначений, принятых в нем.

2. Слова выписывайте в тетрадь или на карточки в исходной форме с соответствующей грамматической характеристикой, т.е. существительные – в единственном числе, глагол – в неопределенной форме (в инфинитиве), указывая основные формы для глаголов III группы.

Буквосочетания, произносимые как один звук
Буквосочетание Звук Примеры
Ai ei   [E] Aimable beige
oi [wa] Noir, voici
Au eau   [o] Aussi tableau
Eu oeu [œ] – перед произносимым согласным [Ø] – в открытом слоге на конце слова Soeur noeud
ou [u] jour
Il, ill [j] – после гласного Soleil, travailler
ill [ij] – после согласного famille
     
An, am, en, em [ã] Etranger, lampe, vente, temps
In, im, yn, ain, aim, ein [Ė] Jardin, impossible, sindicat, symbole, bain, faim, peinture
On, om [õ] Façon, tomber
Um, un [œ] Parfum, lundi

3. Учитывайте многозначность слов при переводе с французского языка на русский. Например: слово le prix может переводиться – 1. цена, стоимость; 2. награда, премия. Подобрать нужное значение слова можно только исходя из контекста.

4. Интернационализмы. Во французском языке большое место занимают слова, заимствованные из других языков, в основном из латинского и греческого. Эти слова получили широкое распространение и стали интернациональными.

По корню таких слов легко догадаться об их переводе на русский язык, например photographic f - фотография; mécanisation f - механизация.

Однако нужно помнить, что многие интернационализмы разошлись в своем значении в русском и французском языках, поэтому их часто называют «ложными друзьями» переводчика. Например: la resine – смола, а не «резина».

5. Словообразование. Эффективным средством расширения запаса слов во французском языке служит знание способов словообразования. Умея расчленить производное слово на корень, суффикс и префикс, легче определить значение неизвестного слова. Кроме того, зная значение наиболее употребительных суффиксов и префиксов, вы сможете без труда понять значение семьи слов, образованных от одного корневого слова, которое вам известно.

Часто встречаются префиксы, которые имеют международных характер, например:

Основные суффиксы имен существительных
Суффикс Часть речи, к которой прибавляется суффикс Пример Перевод
-ade -age -ain, t -ance -et, -te -esse -eur, -euse -ment глагол глагол существительное глагол существительное прилагательное глагол глагол promener – promenade f regler – reglage m Amérique f – américain, -e m,f résister – résistance f fille f – fillette f triste – tristesse f vendre – vendeur m. vendeuse f développer – développement m водить гулять – прогулка регулировать – регулировка Америка – Американец сопротивляться – сопротивление дочь – дочурка грустный – грусть продавать – продавец, продавщица развивать – развитие
Основные суффиксы имен прилагательных
-able -aire -eux, euse глагол существительное существительное admirer – admirable révolution f – révolutionnaire courage m – courageux, courageuse восхищаться – восхитительный революция – революционный смелость – смелый, смелая

Anti- - анти-, противо-: anticyclone m – антициклон; antiaërien – противовоздушный,

Co- - со-: coexister – сосуществовать

De – де-: demilitarisation f – демилитаризация.

6. Конверсия. Образование новых слов из существующих без изменения написания слов называется конверсией.

Наиболее распространенным является переход одной части речи в другую. Например:

Souper (v) - le souper (n)

Ужинать ужин

Bien (adj) - le bien (n)

Хорошо добро

Помните, что одинаковые по форме слова могут относиться к различным частям речи, и, выполняя различные синтаксические функции, иметь различный смысл. Поэтому смысловое значение знаменательного слова зависит от его места в предложении и от слов, уточняющих грамматическую категорию этого слова. Например: la ferme – ферма, наличие артикля указывает на то, что это имя существительное; le caractère ferme – стойкий характер, здесь ferme является именем прилагательным, так как служит определением к существительному; il travaille ferme – он работает упорно, ferme – наречие, так как относится к глаголу; il ferme la porte – он закрывает дверь, ferme – глагол, так как имеет перед собой личное местоимение.

7. В текстах научного характера французские словосочетания часто переводятся одним словом:

Matières premières pl – сырье

Иногда при переводе с французского языка на русский приходится применять описательный метод и передавать значение французского слова с помощью нескольких русских слов:

Les caractéristiques – характерные особенности

Détation f – установление даты

8. Характерной особенностью языка научно-технической литературы является наличие большого количества терминов. Термин – это слово или устойчивое словосочетание, которое имеет одно строго определенное значение для конкретной области науки и техники.

Однако в технической литературе имеются случаи, когда термин имеет несколько значений.

Трудность перевода заключается в выборе правильного значения многозначного иностранного термина. Чтобы избежать ошибок, нужно знать общее содержание отрывка или абзаца и, опираясь на контекст, определить, к какой области знаний относится понятие, выраженное неизвестным термином. Например: термин réduction f можно перевести либо как «понижение», или «превращение, приведение» (мат.), либо как «восстановление» (хим.), либо как «редукция» (биол.). Правильное значение можно определить только по контексту, поэтому прежде чем приступить к переводу на русский язык, нужно сначала установить, о чем идет речь в абзаце или в данном отрывке текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: