При реконструкции городов и массовой застройке новых жилых кварталов иногда приходится возводить различные здания и сооружения на насыпных грунтах, образовавшихся при засыпке старых прудов, оврагов и заболоченных территорий. Если эти насыпи состоят из грунтов минерального происхождения, но отсыпаны сравнительно недавно и еще недостаточно уплотнились, их подготовку под строительство можно произвести посредством уплотнения тяжелыми трамбовками. Насыпные же толщи, возникшие в местах свалок различного мусора и бытовых отходов, богатых содержанием органических веществ, для использования в качестве основания сооружений не пригодны.
Уплотнение насыпных грунтов тяжелыми трамбовками было предложено в НИИ оснований Госстроя СССР еще в 1954 г. Этот способ работ применяют также для уплотнения поверхностных толщ лёссовых грунтов В целях уменьшения их просадочных свойств и при устройстве различных грунтовых подушек.
Тяжелые трамбовки изготовляют из железобетона, стали или чугунного литья. Они имеют вид усеченного конуса с диаметром основания не менее 1м. Их вес различен и обычно колеблется в пределах от 30 до 70 кН. При выборе размеров трамбовки считают, что удельное статическое давление на грунт от ее веса должно быть не менее.
|
|
Во время работы трамбовку периодически поднимают краном на высоту до 4 - 6 м и сбрасывают на поверхность уплотняемого грунта. Трамбование ведут до тех пор, пока осадка при каждом падении трамбовки не снизится до 1-2 см при глинистых грунтах и до 0,5 - 1см в песках.
В результате трамбования образуется слой уплотненного грунта толщиной от 1,5 до 3,5 м, что зависит от размеров и веса трамбовки и высоты ее падения. По глубине уплотнение грунта в пределах этого слоя будет различным. Оно постепенно уменьшается к его подошве.
Чтобы грунт лучше уплотнялся, его увлажняют до состояния оптимальной влажности, которая для глинистых грунтов близка к влажности при границе раскатывания (Wp). Для песков она характеризуется заполнением его пор водой примерно на 70% их объема. К трамбованию приступают после впитывания грунтом всей вылитой воды.
Если влажность велика и грунт прилипает к трамбовке, на его поверхность насыпают слой сухого грунта толщиной 8-10 см. Применяют также сухой щебень из кирпича или известняка. В необходимых случаях производят опытную проверку возможности выполнения работ этим способом, особенно в глинистых грунтах, которые при избыточном увлажнении уплотнению трамбованием почти не поддаются.
Отрывку котлована, учитывая предстоящую усадку грунта при трамбовании и необходимость срезки его верхнего разрыхленного слоя, производят с недобором по глубине на 0,3 – 0,6 м, что в каждом отдельном случае уточняют опытным путем. Kотловану по сравнению с размерами фундамента в плане дают также некоторый запас с каждой стороны, определяемый местными условиями (обычно не менее 0,3 м).
К недостаткам способа уплотнения грунтов тяжелыми трамбовками следует отнести быструю изнашиваемость оборудования (тросы, лебедки и др.).