Инфраструктура района и экономические связи

Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура Северо-Запада уступает крупнейшим индустриальным районам России. В конце 2001 г. в районе действовало 338,9 тыс.предприятий и организаций, 81% находилось в частной собственности; почти половина работала в сфере торговли и общественного питания. Насчитывалось свыше 15 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Около 2,6 тыс. предприятий было создано с участием иностранного капитала (в основном совместно с фирмами Финляндии, Германии и США).

Банковская система Северо-Запада заметно отстает от Центра, Поволжья, Урала и Западной Сибири. На долю района приходится 5% действующих кредитных организаций России, концентрирующих 6,5% денежных средств. Но здесь нет многопрофильных банков, за исключением Сбербанка. Преобладают средне-, мало- и безфилиальные банки.

Среднедушевой денежный доход населения Северо-Запада в 2000 г. составил 2778 руб., или 91% от общероссийского уровня. Здесь сосредоточено 10% вузов, 8,3% библиотечного фонда страны, работает 7,2% врачей, предоставляется 6,7% объема платных услуг населению, используется 12,1% прогрессивных средств связи РФ. По обеспеченности населения жильем район занимает 1-е место в стране, уступая другим европейским районам по уровню благоустройства жилищного фонда.

Региональная экономика: Учебник / Видяпин В.И., Степанов, Синдяшкин Н.И. и др.-М:ИНФРА-М, 2006.с.311-313

Транспорт и экономические связи.

Северо-Западный район располагает относительно развитой транспортной системой, которая ориентирована на решение трех основных задач.

-Выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ.

-Выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.

-Связь с Балтикой северных регионов России.

Именно решение этих задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.

По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережает большинство регионов России. От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Петербург – Таллин, Петербург – Псков – Рига, Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград).

Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с ее южными морями.

Санкт-Петербург вновь стал крупнейшим портом России, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен.

Морозова Т.Г.; Региональная экономика, учебник для вузов: М.:ЮНИТИ.-2002, С.145-146

Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района

приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург –

1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта

очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная

мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т.

грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-

западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение

уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных

портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта –

железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-

Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и

Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей

промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения,

химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а

ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и

стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием

специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение

железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с

Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство

высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и

модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой

автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и

реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие

трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется

сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).

Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты

экономические связи с Центральным районом.

Радионова И.А. Бунакова Т.М; Экономическая география,Учебно-справочное пособие: М.:"Московский Лицей".-2001, с- 360




double arrow
Сейчас читают про: