Формирование рыночных отношений и рыночная инфраструктура Северо-Запада уступает крупнейшим индустриальным районам России. В конце 2001 г. в районе действовало 338,9 тыс.предприятий и организаций, 81% находилось в частной собственности; почти половина работала в сфере торговли и общественного питания. Насчитывалось свыше 15 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Около 2,6 тыс. предприятий было создано с участием иностранного капитала (в основном совместно с фирмами Финляндии, Германии и США).
Банковская система Северо-Запада заметно отстает от Центра, Поволжья, Урала и Западной Сибири. На долю района приходится 5% действующих кредитных организаций России, концентрирующих 6,5% денежных средств. Но здесь нет многопрофильных банков, за исключением Сбербанка. Преобладают средне-, мало- и безфилиальные банки.
Среднедушевой денежный доход населения Северо-Запада в 2000 г. составил 2778 руб., или 91% от общероссийского уровня. Здесь сосредоточено 10% вузов, 8,3% библиотечного фонда страны, работает 7,2% врачей, предоставляется 6,7% объема платных услуг населению, используется 12,1% прогрессивных средств связи РФ. По обеспеченности населения жильем район занимает 1-е место в стране, уступая другим европейским районам по уровню благоустройства жилищного фонда.
Региональная экономика: Учебник / Видяпин В.И., Степанов, Синдяшкин Н.И. и др.-М:ИНФРА-М, 2006.с.311-313
Транспорт и экономические связи.
Северо-Западный район располагает относительно развитой транспортной системой, которая ориентирована на решение трех основных задач.
-Выход к Балтике через Москву всей южной и юго-восточной части России и прилегающих государств СНГ.
-Выход к Балтике Беларуси и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским.
-Связь с Балтикой северных регионов России.
Именно решение этих задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.
По плотности железнодорожной сети Северо-Запад опережает большинство регионов России. От Петербурга берут начало несколько направлений железных дорог: на Москву, Урал (через Череповец – Вологду), Беларусь и Украину (через Витебск-Оршу-Харьков). Железные дороги связывают Северо-Запад с Севером (Петербург – Петрозаводск – Мурманск и через Вологду и Котлас с Сыктывкаром и Воркутой), государствами Балтии (Петербург – Таллин, Петербург – Псков – Рига, Петербург – Псков – Вильнюс и далее – на Калининград).
Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с ее южными морями.
Санкт-Петербург вновь стал крупнейшим портом России, но перспективы дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле» крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен.
Морозова Т.Г.; Региональная экономика, учебник для вузов: М.:ЮНИТИ.-2002, С.145-146
Район владеет всеми видами современного транспорта. На долю района
приходится значительная часть речных и морских перевозок. Санкт-Петербург –
1 из крупнейших портов страны, но перспективы дальнейшего развития порта
очень ограничены тем, что он находится “в теле” крупного города. Расчетная
мощность Петербургского порта после его расширения составляет 25-30 млн. т.
грузооборота в год, что не удовлетворяет потребности России в Северо-
западном районе 100-120 млн. т. В связи с этим предполагается расширение
уже существующих портов в Выборге и Высоцке и строительство новых крупных
портов в устье р. Луки и в районе г. Ломоносова. Основной вид транспорта –
железнодорожный, плотность железнодорожной сети велика: от Санкт-
Петербурга берут начало 12 направлений дорог на Москву, Урал, Беларусь и
Украину. Транспорт играет важную роль в обеспечении перерабатывающей
промышленности сырьем и топливом. Вывозится продукция машиностроения,
химической, деревообрабатывающей и целлюлозо-бумажной промышленности, а
ввозятся топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, продовольствие и
стройматериалы. Доля ввоза преобладает над вывозом, что является следствием
специализации района на обрабатывающей промышленности. Особое значение
железные дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с
Балтикой. В настоящее время в районе намечается строительство
высокоскоростной магистрали “Москва-Скандинавия” через Санкт-Петербург и
модернизация Октябрьской магистрали. Планируется сооружение кольцевой
автомобильной магистрали вокруг Петербурга, создание нового аэропорта и
реконструкция старого (Пулково). В последние годы получил развитие
трубопроводный транспорт (Введен трубопровод “Сияние Севера”, планируется
сооружение трубопровода от Киришского НПЗ).
Наиболее тесные связи сложились с Северным районом. Развиты
экономические связи с Центральным районом.
Радионова И.А. Бунакова Т.М; Экономическая география,Учебно-справочное пособие: М.:"Московский Лицей".-2001, с- 360






