Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе
следующие:
- развитие конверсии оборонного производства;
- усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за
счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих
производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;
- реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и
энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к
товаров народного потребления;
- улучшение экологической обстановки;
- развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;
- развитие туризма.
Для Северо-запада также характерны многие процессы и проблемы:
1) реструктуризация хозяйства в результате резкого спада промышленного производства, с одной стороны, и развития сферы обслуживания и финансово-банковской сферы, с другой. Лидер в этом процессе Санкт-Петербург, повторяющий, хотя и с определенным отставанием, московский путь развития;
2) депрессия в регионах, специализирующихся на отраслях обрабатывающей промышленности и ВПК (Ленинградская и Новгородская области);
3) кризисное положение в отстающих регионах (Псковская область) и небольших городах;
4) потеря научных кадров, разрушение научного потенциала и культурно-исторических центров;
5) депопуляция населения и т.д.
Важнейшие перспективные направления реструктуризации и подъема экономики регионов Северо-запада:
а) приоритетное не только в районе, но и для России в целом развитие транспортно-складского комплекса в петербургской агломерации, включая, с одной стороны, коренную реконструкцию и увеличение на Балтике мощностей морских портов и повышение пропускной способности коммуникаций, идущих из Финляндии, а, с другой стороны, развитие железных и автомобильных дорог в глубь России;
6) сохранение ведущей роли района в развитии производств высоких технологий, в том числе точного приборостроения и средств связи, судостроения, химической продукции;
в) усиление роли района в сфере транспортно-экспедиционных, кредитно-финансовых, информационных и туристических услуг;
г) закрепление ведущих позиций в области науки и научного обслуживания, подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства;
д) постепенное повышение роли местного производства в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления.
Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа. В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-западу.
В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает
большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.
В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).
Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.
Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна
Морозова Т.Г.; Региональная экономика, учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям: М.: ЮНИТИ-ДАНА-2008 С.329-333