Проблемы и перспективы развития района

Проблемы, которые необходимо в первую очередь решать в регионе

следующие:

- развитие конверсии оборонного производства;

- усиление связей с другими регионами России и зарубежными странами, за

счет реконструкции и технического перевооружения специализирующих

производств, морских портов, железных и автомобильных дорог;

- реструктуризация промышленности путем сдерживания материалоёмких и

энергоёмких отраслей, в пользу производства наукоемкой продукции к

товаров народного потребления;

- улучшение экологической обстановки;

- развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса;

- развитие туризма.

Для Северо-запада также характерны многие процессы и проблемы:

1) реструктуризация хозяйства в результате резкого спада промышленного производства, с одной стороны, и развития сферы обслуживания и финансово-банковской сферы, с другой. Лидер в этом процессе Санкт-Петербург, повторяющий, хотя и с определенным отставанием, московский путь развития;

2) депрессия в регионах, специализирующихся на отраслях обрабатывающей промышленности и ВПК (Ленинградская и Новгородская области);

3) кризисное положение в отстающих регионах (Псковская область) и небольших городах;

4) потеря научных кадров, разрушение научного потенциала и культурно-исторических центров;

5) депопуляция населения и т.д.

Важнейшие перспективные направления реструктуризации и подъема экономики регионов Северо-запада:

а) приоритетное не только в районе, но и для России в целом развитие транспортно-складского комплекса в петербургской агломерации, включая, с одной стороны, коренную реконструкцию и увеличение на Балтике мощностей морских портов и повышение пропускной способности коммуникаций, идущих из Финляндии, а, с другой стороны, развитие железных и автомобильных дорог в глубь России;

6) сохранение ведущей роли района в развитии производств высоких технологий, в том числе точного приборостроения и средств связи, судостроения, химической продукции;

в) усиление роли района в сфере транспортно-экспедиционных, кредитно-финансовых, информационных и туристических услуг;

г) закрепление ведущих позиций в области науки и научного обслуживания, подготовки высококвалифицированных кадров для народного хозяйства;

д) постепенное повышение роли местного производства в удовлетворении спроса населения на товары народного потребления.

Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в Северной Атлантике и в Северной части Тихого океана потребует более интенсивного и масштабного освоения зоны Северного морского пути. Отчетливо просматривается неоднозначная проблема освоения Северного морского шельфа. В решении обеих проблем неизбежно придётся участвовать и Северо-западу.

В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает

большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали.

В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского НПЗ).

Необходимо всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.

Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна

Морозова Т.Г.; Региональная экономика, учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям: М.: ЮНИТИ-ДАНА-2008 С.329-333


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: