Историческая изменчивость понятия гармонии

Традиционное для нас понятие гармонии (и соответствующая трактовка важнейшей композиционно-технической дисциплины) как науки об аккордах в мажорно-минорной тональной системе сложи­лось в основном к началу XVIII в. Однако понятие гармонии в музы­ке насчитывает примерно 2500 лет.

К древним пифагорейцам восходит и название нашей науки: греческое слово «гармоника» (αρμονική, буквально «гармоническое», подразумевается τέχνη — умение, искусство, наука); учение о музы­кальной гармонии (также — теория музыки) было первоначально учением о ладе (αρμονία еще точнее можно перевести славянским словом «лад»), то есть об актуальных для греков монодических ла­дах-звукорядах. Нашего понятия об «аккордах и их связях» в древ­ности быть, конечно, не могло.

И далее, понятие «гармония», сохраняя свой основной «логос», смысловой костяк (иначе речь шла бы о разных понятиях, а не об эволюции одного), последовательно наделялось тем значением, кото­рое в каждую данную эпоху было актуально в отношении самых употребительных звуковысотных структур. Так, по мере усиления многоголосного склада, развития полифонического письма единое прежде понятие гармонии (лад как мелодический звукоряд) раско­лолось на два — «гармонию простую» (armonica simplex) и «гармо­нию составную» (armonica multiplex), то есть к прежней «горизон­тальной» гармонии прибавилась еще и «вертикальная» гармония одновременных созвучий (как об этом говорится у английского тео­ретика начала XIV в. Одингтона; см. CS I, 212b*). Когда аккорд был осознан как центр звуковысотной системы и основной предмет гар­монии (в мажорно-минорной системе XVII-XIX вв.), понятие гармо­нии естественно перешло на строение аккордов и законы их последо­вания. Таким образом, понятие гармонии исторически закрепилось за многоголосным складом, обозначая его звуковысотную структуру. Это и является для нас исходным представлением о гармонии. Му­зыка XX в. выработала несколько иное понятие о гармонии, с чем связаны немалые трудности в ее теоретическом осознании и что соответственно составляет одну из важнейших специальных про­блем современного учения о гармонии.

* Принятое в научной литературе обозначение собрания музыкальных трактатов на латинском языке, изданных Э. де Кусмакером (Coussemaker E. de. Scriptorum de musica medii aevi. T. I-IV. Paris, 1864-1876; факсимильное переиздание — Hildesheim, 1963).

Литература

1. История эстетики. Т. 1. М., 1962. (Памятники мировой эстетической мысли).

2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 1. М., 1963.

3. Лосев А. Ф. Шестаков В. П. История эстетических категорий. М., 1965.

4. Лосев А. Ф., Шрагин Б. А. Гармония // Философская энциклопедия. Т. 1. М., 1960.

5. Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. М., 1974.

6. Шестаков В. П. Гармония как эстетическая категория. М., 1974.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: