Механизм ладообразования

Общий принцип ладообразования есть звуковая реализация гар­монии в творческом акте создания звуковысотной структуры — с использованием тех возможностей упорядочивания, которые заклю­чены в данном звуковом, интонационном материале. С технической стороны целью всегда является достижение осмысленной связности звуков, которая и ощущается как нечто музыкально-слаженное, то есть лад. Средство — распространение свойств главного элемента ладовой структуры на весь лад в целом (например, свойства аккор­да C-dur становятся характеристиками лада C-dur). Но в условиях различных систем, использования различных свойств материала

действие одного и того же общего принципа, естественно, не может быть всегда одинаковым.

Так, в мелодике грегорианского хорала и древнерусского зна­менного роспева ладообразование осуществляется под определяю­щим влиянием консонансов кварты и квинты, которые пронизыва­ют мелодику и придают ей черты строгости, «истовости», внутрен­ней сосредоточенности, углубленности. А у венских классиков определяющее влияние в ладообразовании принадлежит свойствам консонирующих трезвучий (как в аккордовой, так и в мелодической форме). В музыке XX в. наблюдается тенденция к индивидуализа­ции лада, и соответственно выбор звукового материала для сочине­ния в первую очередь влияет на конкретное действие механизма ладообразования (например, индивидуальная черта главной темы 5-й пьесы из «Сарказмов» С. Прокофьева ее состоит во влиянии боль­шой терции на строение аккордов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: