наше восприятие как бы рассуждает: «(1) вот установилась мощная и длительно звучащая функция в басу; (2) пока она не меняется, мы, помня об этом в каждый момент, позволим себе послушать, что тут говорят другие аккорды, и (3), восстановив в последний момент звучание функции баса, можем перейти к следующей фазе восприятия». Не случайно педальные D, T представлены, как правило, звуком, а не аккордом.
При полифункциональности естественно, чтобы один и тот же тон в разных пластах мог бы иметь разное значение. Так, в фортепианной сонате Чайковского, в центральном эпизоде (Es-dur) финала полифункциональность проявляется, в частности, в разном значении звука es в тактах 3, 5: в басу он устойчив как прима тоники, а в сопрано неустойчив как задержание к доминанте. Важно, однако, подчеркнуть, что дело не ограничивается лишь наличием двух функций. Гармонией здесь всегда является согласование двух функций. Оно выражается в том, что функции взаимодействуют друг с другом и при этом всегда оказываются неравноправными, а именно: одна является главной, другая подчиненной. В конечном счете всегда доминирует функция педального тона. Соподчинение функций практически всегда уничтожает полифункциональность как равноправие функций.
Об элементах политональности, казалось бы, можно говорить в тех случаях, когда слои полигармонии, если взять их отдельно, воспринимаются как принадлежащие к разным тональностям.