Л. Бетховен. 9-я симфония, часть III

Гармонический остов сопрано и баса см. пример 74.

Последование остовных гармоний в двух предложениях (и в за­ключительном кадансе). Вся ткань основывается на этих прагармониях системы (пример 75).

В свою очередь доминанты сводимы к фигурации тоники. Тем самым обнажается корень системы, ее ЦЭ, проглядывающий и через нетонические гармонии (пример 76).

Вот и сами корни гармонической системы — остов мелодии, ее опорные тоны (пример 77А) и последнее основание системы, ее ЦЭ (пример 77Б).

Подчеркнем, однако, что проделанный анализ шел от живого произведения к его прекомпозиционной подоснове, то есть в проти­воположную сторону по отношению к направлению творческого про­цесса. Поэтому ценность представляет не конечный результат наше­го рассмотрения, а, наоборот, исходный пункт, так как именно он представляет собой «расцветшую жизнь» гармонии. Непосредствен­но аналитический же материал имел целью не конечную идею гар­монической системы, а прослеживание единства всех слоев гармо­нической системы, включая все этапы нашего осторожного снятия слоев. Это как годичные кольца на дереве: неправильно было бы спрашивать, которое из них ценнее; ценность — в связи и сплочении их всех в живой растущий организм.

Метод многократного последовательного снятия слоев голосоведения как способ анализа органики музыкального произведения раз­работан австрийским теоретиком X. Шенкером. Не следует, однако, думать, что конечный результат редукции -- всегда консонирующее трезвучие (Шенкер показал, что главное в такой «редукции» — гармония всех структурных слоев;в нынешней терминологии — уров­ней). В различных гармонических системах — различные ЦЭ и соот­ветственно различные нормы письма, фактуры, голосоведения. Резко отличается, например, от системы венских классиков и вообще от систем европейской гармонии ладогармоническая система русской народной музыки. Чтобы показать стилистическую обусловленность норм голосоведения и значение гармонической системы (как порож­дающей модели) для этих норм, приведем русское народно-песенное многоголосие (пример 78).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: